|
|
||||
|
|
"И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклонившихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст Его; и все птицы напитались их трупами".Иоан Богослов |
|||
|
|
||||
|
Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего па- леолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем,человек по- нял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так на- зываемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие чело- век не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разга- дать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаружи- вает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой си- лы человек придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог. Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов жи- вущих на земле верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет. Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует). Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу чело- века и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причи- ной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я" Можно выделить три типа самоутверждения: 1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может поки- дать материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней. 2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и этические требования; духи и души представляются уже как более самос- тоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духов- ные субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир, организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздейс- твие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир бо- гов; возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, анге- лы). Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего па- леолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие че- ловек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разга- дать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаружи- вает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой си- лы человек придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог. Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов жи- вущих на земле верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет. Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует). Понятие и сущность религии. Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу чело- века и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причи- ной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я". Как уже говорилось выше можно выделить три типа самоутверждения: 1. Языческий; 2. Религиозный; 3. Светский. Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера-это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Ве- ра может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиоз- ная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры рели- гиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех. В.С Соловьев писал: "Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств". Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развиваю- щихся и в современности. Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конк- ретно устанавливаемых действ-ритуалов. Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличаю- щих ее от псевдорелигий: 1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания, преда- ния, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают веро- вания многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верова- ния. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии. 2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно от- метить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специ- фики веры, но и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально, т.е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования доходят до полной изоляции от иноверцев и ате- истов. 3. Наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами спе- цифические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: цере- монии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакра- лен. Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и возвеличивании ка- кой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.); 4. Функционирование религиозных организаций. Религия - институтализи- рованное образование, представленное Церковью. Церковь - культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и разде- ленное на духовенство и мирян. Церкви как правило являются официально признаваемыми, а иногда государственными учреждениями. Исторически церковь выросла из института жречества. Церковь построена по иерархи- ческому признаку соподчинения, при котором низшие чины должны подчи- няться высшим. Главенство принадлежит наивысшему иерарху (папа, патри- арх, далай-лама (в ламаизме-течении буддизма)). Исключением является мусульманское духовенство, в котором нет организационных структур. Большое значение в любой Церкви играет монашество. Монахи - наиболее ревностные приверженцы религии, отрекшиеся от светского мира и придер- живающиеся особо строгих аскетических правил. Они служат эталоном для мирян и обычно объединяются в общины - монастыри, являющиеся центрами церковной жизни. Церковь - это сложный отрегулированный механизм, сис- тема, обладающая определенной материальной базой и четким уставом. Но это не является обязательной нормой для всех религий. 5. Религия наделена особым предназначением в культуре. По выражению А. Тойнби религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во мно- гом определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия отзывается на вечную потребность чело- века в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры. Исследователями установлено, что определенные черты присущи всем рели- гиям: 1. Отношение к сакральному, священному, святому или святости. В моно- теистических религиях она отождествляется с Богом, в политеистических религиях с пантеоном богов, в других религиях-с миром духов или с мо- ральными ценностями, с техническими ценностями и т.д. 2. Теизм-специфика мировоззрения, при котором образуется особое пони- мание мира как личности, создавшей и преобразующей мир, но в то же время существующее над этим миром, как непроявляющаяся или частично проявляющаяся для человека сущность. 3. Фидеизм (от лат. Fides - вера) - комплекс проявления сверхъестест- венного в естественном. 4. Стремление к иерархии во всем, что связано с религиозностью челове- ка: от социальных отношений до предметов культа и культуры. Например, каждая религия прошла особую стадию, связанную с появлением культового языка: ведийский и санскрит - у индусов, вэньян - у китайцев, японцев и корейцев, авестийский - у зороастрийцев, арабский - у мусульман, ла- тынь и старославянский - у христиан и т.д Для того, что бы исследовать ту или иную религиозную систему можно использовать множество подходов: описывать обряды и ритуалы, рассмат- ривать основы культа, систематизировать стилистику письменных или уст- ных священных текстов, молитвы, изучать художественную часть религии (танцы, архитектуру, изобразительные виды), сопоставлять праздники или мифологические сюжеты и т.д. Однако, в изучении той или иной религиоз- ной системы важнее всего понять собственно почему человек совершает то или иное поклонение, то есть понять культурные предпосылки данной ве- роучительной доктрины. Именно вероучение выступает определяющим фактором любой религии так как: 1. Вероучение первично по отношению к культу. Культ может изменяться, но вероучение остается неизменной. Человек остается верующим даже если его лишают возможности отправлять культ. Кроме того, часто неверующие люди участвуют в отправлении культовых обрядов. Существуют религии, в которых культ отсутствует вообще. 2. Вероучение независимо от авторитетного текста. Несколько религий могут пользоваться одним и тем же священным текстом. Вероучение может существовать в рамках сообщества вообще не знающего письменности. 3. Вероучение независимо от психологических особенностей его последо- вателей. Люди одного психического склада могут исповедовать разные ре- лигии, а люди разных психических складов придерживаться одной веры. 4. Вероучение первично по отношению к общине своих последователей. Об- щина может изменяться, разрушаться и даже исчезнуть вообще, но доктри- ны веры могут сохраниться в письменных источниках или в форме устной традиции. 5. Любое поклонение должно иметь смысл, отсутствие которого является признаком отсутствия самого поклонения. Представление о смысле лежит в сфере духа, но необязательно в сфере сознания. Скорее смыслополагание принадлежит области бессознательного. Можно жить со смыслом, быть ве- рующим, но не осознавать этого предмета своей веры. Вера есть понятие рефлексивное, т.е. связано с фактом осознанности. Проблемным остается вопрос о представлении самой сущности и перво- основы возникновения религии в человеческом бытии. Существует несколь- ко моделей, отражающих эти представления: 1. Иррациональная модель. Религия дается человеку свыше и существует за пределами его рациональности (дельфийский пророк дышал наркотичес- кими испарениями из расщелины в скале, а в Древней Греции человек по- лучал катарсисческое воздействие при восприятии театрального действия, в более поздних религиях-"жизнь нас в Боге и Бога в нас" (П.Флоренс- кий) и т.д.)). В данной концепции религия рассматривается как "пережи- вание святого" (Р.Отто). Святое - нечто иное по отношению к человеку, способное вызывать неизъяснимый трепет и восторг, одновременно пугаю- щее и притягательное, непознаваемое для человека. 2. Религия как аллегорическое знание. Впервые, таким образом, религия была истолкована Теагеном Регийскис (6 в. до н.э.). В данном случае религия понимается как некий особый способ познания, позволяющий уви- деть то, что недоступно увидеть обыденному познанию. Эта предпосылка позволяет рассматривать религию как форму научного знания или пред- шественницу науки. Однако, в конечном смысле религия не является средством познания, т.к. ничего не познает, а дает уже готовое знание, спецификой которого является преобладание в нем нравственного аспекта. 3. Религия как преклонение. Впервые в данном виде она была истолкована Эвгемером из Мессены (4 в. до н.э.) в книге "Священная запись", кото- рый считал, что люди обожествляли реальных личностей, поражавших их своим величием. Данное направление положило начало отождествлению ре- лигии и культа, распространенному и в наше время. Согласно ему религи- ей надо считать и поклонение фанатов своим кумирам. 4. Религия как общественный институт. Ведет начало от афинского тирана Крития (ум. 403 г. до н.э.). В данном случае религия рассматривается как форма управления народом властью. Данная теория в дальнейшем пере- росла в "теорию обмана" народа. У просветителей религия понималась как форма договора между властью и народом. У Карла Маркса религии - опос- редованный результат общественных отношений общественных отношений, иллюзорное сознание, отражающее разорванность и отчужденность общест- венного бытия. 5. Религия как плод страха и бессилия. Впервые так была определена Де- мокритом из Абдеры (5 в. до н.э.). В основе данной концепции лежит ут- верждение о том, что религию создал страх человека перед природой, возможность решить сложные житейские ситуации, достижение психологи- ческих компенсаций и т.д. Религия является только одним из множества возможных путей выхода человека из сложной ситуации человеческого бес- силия. 6. Религия как врожденное свойство человека. Ведет начало от филосо- фа-стоика Посидония из Ампеи (ок. 135-51 гг. до н.э.). Такая трактовка снимает проблему смысла религии и делет ее биологически обусловленной. Но проблема разнообразия верований остается открытой при таком подхо- де. 7. Религия как направляющая сила. Данная трактовка возникла в 18 в. Ее основоположником является И.Кант. В основе лежит утверждение о том, что религия является прежде всего регламентирующим фактором человечес- кого бытия и в ее основе лежит практический разум. Данную теорию про- должил Макс Вебер, по мнению которого религиозная вера создавала "пси- хологическую устремленность, которая указывала индивиду направление и нормы жизни, поведение и убеждение в его правильности". Религия дает человеку возможность осознавать смыслополагание своего бытия. А.Тойнби рассматривал религию как движущую силу и основу всякой культуры. А.Энштейн выделял признак религиозности человека как способность зада- ваться вообще вопросом смысла жизни. Этой же версии придерживался и К.Г.Юнг, который утверждал, что предназначение религиозных символов заключается в возможности придавать смысл человеческой жизни. Глава 2. Функции религии. Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между религиоведами. Мне кажется более правильной точка зре- ния, согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или - как) они влияют на жизнь людей. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии. Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных ор- ганизаций. Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре. Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм. Во всех случаях, функции религии вносят в жизнь людей как положи- тельные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они по- рождают как плюсы, так и минусы. Религия и мировоззрение. Мировоззрение - это совокупность идей, о наиболее общих закономер- ностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая инфор- мация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, су- ществуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная инфор- мация интересует только людей определенной профессии, то мировоззрен- ческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности. Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если от- рицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то че- ловеческий организм "ломается". От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религи- озное утешение - это великий плюс. Это своеобразная форма психотера- пии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффек- тивной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в истори- ческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас. Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порожда- ет и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Об- щение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. От- сутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодоле- вается. Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? С точки зрения бо- гословов, у религии (по крайней мере, у так называемой "истинной рели- гии") никаких минусов не было, нет и быть не может. Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый ми- нус - отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфесси- ям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как макси- мум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий. Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (ба- хаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок. Руководство ряда религиозных организаций учит сво- их последователей по-братски, по-товарищески относиться к людям с иной мировоззренческой ориентацией. Во многих религиях (в православии, ка- толицизме, исламе и др.) наличие или отсутствие такого отчуждения или, по крайней мере, его степень зависят от уровня культуры и уровня нравственного развития верующих. Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей к отчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отноше- нию к инакомыслящим дружелюбно. Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) - по- нижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная дея- тельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработ- ке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запре- ты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через вы- росшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени "львиную долю" отдают собс- твенно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо "других" или совсем не остается времени, или его остается очень мало. Но ведь многие религии призывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социаль- ной активности, который заслуживает одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. Одновре- менно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противо- речие, в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивили- зованности верующих доминирует или социально-пассивная или социаль- но-активная сторона. Можно соглашаться с историками, можно не согла- шаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они гово- рят о влиянии религии на социальную активность людей. А они говорят, что религия является "тормозом" в развитии этой формы активности. Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной ак- тивности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие "тормоза", и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др. Например, когда пьяница-ате- ист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной ак- тивности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом. Рели- гия и политика. Политика - это, во- первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, госу- дарствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их. Политика бывает прогрессивной (эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (это та по- литика, которая противодействует общественному прогрессу). Политичес- кая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникно- вением классов. С этого времени участие религиозных организаций в по- литике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбирали. И если религиозная организация устами своих руководителей заявляет, что она в политической деятельности не участвует (как это делают, например, руководители Международного общества Свидетелей Ие- говы), то это означает только одно: она не участвует в тех формах по- литической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой - в политическом бойкоте общепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика соци- альной пассивности. "Плюс" политической функции религии состоит в содействии религиоз- ных организаций общественному прогрессу. "Минус" этой функции соот- ветственно состоит в противодействии религиозных организаций общест- венному прогрессу. Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила полити- ческий "плюс" в жизнь верующих и общества тем, что содействовала раз- витию буржуазных отношений в Европе. В этот же период времени католи- ческая церковь, защищая отжившие свое время феодальные отношения, вно- сила в жизнь верующих и общества "политический минус". Религия и куль- тура. Культура делится на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельнос- ти. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как дея- тельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность... Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. И поэтому, хотя нравственность и является элементом духовной культуры, взаимодействие с ней раскрывается через особую, нравственную функцию религии. На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосу- ществуют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "плюсы") и тенденция проти- водействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "мину- сы"). "Плюсы" и "минусы" в отношении религии к культуре особенно наг- лядно видны на примере отношения религии к искусству. Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохране- нии религиозного искусства. Религиозное искусство - это такая худо- жественная деятельность и такие ее результаты, которые способны под- держивать у верующих веру в сверхъестественное. В частности к религи- озному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная му- зыка, религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гу- манистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозно- го материала делает для верующих данные художественные произведения продуктами повышенного спроса. Таким образом, через религиозное ис- кусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восп- риятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь верую- щим людям. В первую очередь, но не только. В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представи- тели цивилизованной части человечества. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художествен- ную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы "дарит" художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по сво- ей художественной выразительности. С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельнос- ти. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникно- вения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсе- местно запрещал мусульманам изображать живые существа. Запреты на не- которые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф. Другим препятствием для участия верующих в светской художественной деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального осуждения тех верующих, которые увлекаются светской культурой: худо- жественной литературой, театром, кино, танцами и др. Религия и нравс- твенность. Положительное значение нравственной функции религии состоит в про- паганде позитивных нравственных норм. "Минус" этой функции состоит в одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм. Одна- ко следует еще раз подчеркнуть, что нравственную функцию религии счи- тают противоречивой по своим результатам только историки. Что касается богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые пропа- гандирует религия, являются только позитивными (т.е. полезными для об- щества и личности). Свою точку зрения историки чаще всего иллюстрируют на примере христианства. Вот как выглядят их рассуждения. Основным способом утверждения христианских нравственных норм яви- лось включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия. С точки зрения историков, в этих нормах есть нечто негативное. В частности, к негативным нормам они относят требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку, любить своих врагов, не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне, никого не осуждать, прощать "до седмижды семидесяти раз", не разво- диться). Однако, по мнению историков в Библии ведущее, доминирующее место занимает позитивная мораль. Главная позитивная норма - это требование гуманного отношения к людям. В Евангелиях содержатся две разные форму- лировки этой нормы. Первая звучит так: "Как хотите, чтобы с вами пос- тупали люди, так поступайте и вы с ними" (Матфей, 7:12). Данную форму- лировку деятели культуры назвали впоследствии "золотым правилом" нравственности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Вторая формулировка требования гуманизма звучит так: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мф., 19:19 и др.). В Евангелиях и других книгах Библии много и других позитивных нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, и др. Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. Нравственный идеал - это образ истори- ческой личности или литературного героя, моральные качества и поступки которого являются примером для подражания. В религиях в роли нравс- твенных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки ко- торых описываются в религиозной литературе. Заключение Религии отличаются одна от другой - у каждой есть собственные бо- ги, священные книги, ритуалы, святые места и храмы, а также многочис- ленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной рели- гии считается грехом, в другой может признаваться добродетелью. Каждую религию отличают особое мировоззрение и культ. Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, то останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий. У всех религий есть принципы, аналогичные заповедям Нового Завета, т.е. предписания "не убий", "не укради" и т.д. Так, например в индуис- тской и буддистской традиции принципу "не убий" соответствует ахимса (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях), а принципу "не укради" - астея (отсутствие стремления к обладанию чужим имуществом). Сходство основных религиозных моралей и функций религии приводит к тому, что многие философы, теософы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, в той или иной степени представленной в мораль- ном своде каждой религии.
|