Ислам
Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией
является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникно-
вения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после
христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая чис-
ленность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около
90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в за-
рубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части пла-
неты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континен-
та). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские
общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80
процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за
исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сома-
ли, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других.
В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80
процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Ни-
герии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное
меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.).
Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в
Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман
проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых
странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и
др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Три-
нидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной
(или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия,
Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово "исламский" включено
в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Рес-
публика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное
влияние и на международную политику. В современном понимании ислам -
и религия, и государство по причине активного вмешательства религии
в госу- дарственные дела.
"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульман-
cтво" ( от арабского " муслим ") - предавший себя Аллаху. "Свидетельст-
вует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие
знанием, кото- рые стойки в справедливости: нет божества, кроме него,
великого, мудро- го! Поистине, религия пред Аллахом - ислам..." (3:
16-17).
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его
яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с са-
мого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много ле-
гендарно- го. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк
божий Му- хаммед ( Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он
якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге
Коране, и передал их людям. Коран - основная, священная книга мусуль-
ман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками
Ибрахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом
Христом ). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ис-
лам от носится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане
наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех - же ветхозаветных
пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.
Мухаммед был уроженцем Мекки - города в западной части Аравийского
полуострова, где давно осело сильное племя курейш.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После
него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные
в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего вре-
мени и более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при
третьем пре- емнике Мухаммеда - Османе) свод, получивший название "Ко-
ран" ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной
самому пророку архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были
уничтожены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого по-
ряд- ка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более ко-
роткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более
поздние) пере- мешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных
сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха череду-
ются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни
всем не послушникам. В Ко- ране совсем незаметно следов такой редакци-
онно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершен-
но сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или
сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и
поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусуль-
манскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане
признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют
значительное большинство в исламе.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около
570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел ма-
ло последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много при-
верженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объеди-
нил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Му-
хаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии
Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в
биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических
условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками те-
перешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь
земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пусты-
нях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически
и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Па-
лестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли
через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находил-
ся в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная
знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя мно-
го выгод из торгов- ли. В Мекке образовался религиозный центр всех
арабов: в особом святили- ще Кааба были собраны священные изображения
и культовые предметы разных арабских племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и хрис-
тианские общины. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торгов-
ли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский
Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Ко-
чевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к
оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в зем-
ле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нуж-
да в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло
движение за слияние племен- ных культов, за почитание единого верхов-
ного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали
арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших
единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая дея-
тельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его
проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с ре-
лигиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда -
строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно
покорным его воле.
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчи-
во, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени
корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских
племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и
экономичес- кого центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать
из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э. , счита-
ется мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская
эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более
благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали
с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда
поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на
еврейские общины. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 году
захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принять новую ре-
лигию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыка-
ли к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного
центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная му-
сульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и да-
же возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще сов-
сем не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при
всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими бо-
гослова- ми.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить,
что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланни-
ком-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это
библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед
выше их; что су- ществуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти
последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда
злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в
последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои
дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и не-
верные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопре-
деление, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими мо-
ральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на лю-
дей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной
жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным муче-
ни- ям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно име-
нуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его
могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное
предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорнос-
ти человека воле Аллаха.
В миросозерцании Мухаммеда и в основанной им религии отсутствует
идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека
с Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от
верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной
преданности Богу. Вера Мухаммеда ставит первое условие истинной духов-
ной жизни на место самой этой жизни. Ислам требует от людей только об-
щего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех
внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Рели-
гия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человечес-
кого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и
обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятик-
ратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омове-
ние перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бед-
ных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение
всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое
правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в
жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не
так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затрудни-
тельных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть
заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных,
для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответс-
твующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христиан-
ского, сос- тоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхо-
да до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить
что угодно и предаваться любым удовольствиям.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной вой-
не за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само му-
сульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и
в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в
течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретны-
ми") надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их,
захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпи-
мость к иноверцам, свойственные исламу в большой степени. Однако впос-
ледствии и мусульманс- кие богословы, и светские ученые по-разному
толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некото-
рое различие между приверженца- ми разных немусульманских религий. К
многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических
культов, отношение резко враждебное: "О вы, которые уверовали! Сражай-
тесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в
вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобоязненными!" (9: 124). К
людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители
Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве
именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама.
Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано
писание", - с иудеями и христианами, - если они не веруют в Аллаха и
не подчиняются религии истины (9: 29). На практике в исламе всякое
разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассмат-
ривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покоре-
нию. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз,
вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против
всех иноверцев.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедли-
вым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать
бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие
от христианства, нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов от-
разились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное
существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в
Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается
излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имуществен-
ные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько
облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным
правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же пат-
риархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но иму-
щественные различия, богатство и бедность признаются естественным фак-
том, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных
призван как будто смягчать имущественные противоречия, однако частная
собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне
законной, ростовщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и
запретил рост" (2: 276), что, по-видимому, является результатом комп-
ромисса между интереса- ми торгового класса и массы земледельцев и ко-
чевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги
запрещено.
Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего исла-
ма, мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейс-
ко-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному
общественному укладу - к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов.
Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих,
особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны
и вполне выполни мы.
Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в
борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной
к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам
до- вольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия
указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к
выходу из кризиса: завоевание новых земель.
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности
религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не ис-
чез- ли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение
в раз- ных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Нес-
мотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых явля-
ются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое
представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных
общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими ин-
тересами в совре- менном мире.
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлени-
ем шиизма ("шия" по-арабски - партия, секта). Считают, что в шиитском
дви- жении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей
- ара- бов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка на-
ционального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но та-
кой характер ши- изм принял не сразу, а лишь впоследствии.
Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками проро-
ка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а
"избран- ные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают
сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм
не ос- тался единым, внутри него возникли различные течения. Господс-
твующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потом-
ков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и
где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как
спаси- тель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение
особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефеви-
дов) стало там официальной государственной религией.
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последовате-
лей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исма-
ила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах
Афганис- тана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов
последова- тельно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют нас-
ледственную ди- настию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и
собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось
много идей из домусуль- манских религиознофилософских систем Азии и из
местных народных верова- ний.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - де-
мокра- тическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бе-
дуины Ара- вии, устанавливали общность имущества. Секта карматов про-
существовала до XI века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых
похо- дов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от
названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца).
Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последовате-
лей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Да-
рази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охватив-
ший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его
признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VI-
II-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались
истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали
"справедли- вость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали
Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов
поддерживали неко- торые халифы, искавшие в этой секте опору для своей
власти. Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство
взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось уче-
ние о вечности, "не- сотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов
оставили след на дальней- шем развитии мусульманского богословия.
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились че-
тыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их
основа- телей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась
среди отста- лого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и
школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две
школы, распростра- нившиеся в более культурных областях мусульманского
мира, допускали бо- лее свободное толкование учения. Особой взаимной
отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских
школ нет.
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно заро-
дилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском
вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплато-
низма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а ис-
кали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некото-
рые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем
мире, весь мир - прояв- ление или эмансипация бога) и тем самым удаля-
лись от грубо антропоморф- ного представления об Аллахе, какое дано в
Коране. Суфии придавали осо- бое значение именам божьим, встречаемым в
Коране. Мистико-пантеистичес- кое течение суфизма сначала подверглось
гонениям со стороны мусульманс- ких фанатиков-ортодоксов, но постепен-
но обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали
образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шей-
хами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и
у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле
вскоре превратились в шарлатанов, оби- рающих и обманывающих народ;
руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послуш-
ников - мюридов.
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом
(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали на-
зы- вать учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против
христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, вой-
ну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн
Аб- дель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против бо-
гатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали
возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, стро-
гого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши,
боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа
святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с про-
тивниками ваххабиты к на- чалу ХХ века взяли верх в государстве Неджд
(Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и
Мединой. В государстве Сау- довской Аравии, объединившем обе области,
ваххабитизм сделался господс- твующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской
бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выс-
тупил Мо- хаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле пос-
редника между людьми и богом). Движение получило название бабистского.
Баб проповедо- вал равенство и братство всех людей, но, конечно, толь-
ко верующих му- сульман. Баб объявил себя преемником пророка, который
призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистичес-
ких представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко расп-
ространившееся в народ- ных массах, было жестоко подавлено власть иму-
щими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение
имело своих продолжателей, хо- тя и лишилось боевого настроя. Один из
бывших последователей Баба - Мир- за Хусейн Али, принявший прозвище
"Бехаулла", существенным образом изме- нил бабистское учение. Он тоже
проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и
пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,
прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние
христианских идей. Мусульманские догматы и пра- вовые нормы у Бехауллы
подверглись смягчению. По имени проповедника но- вое учение стало на-
зываться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и
распространялось больше в интеллигентской среде. Беха- изм, как утон-
ченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе
последователей даже в Западной Европе и в Америке.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что
она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и се-
мейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика,
правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчи-
нено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских
странах имело место полное сращивание государственной и церковной
власти: глава госу- дарства (халиф, падишах) считался преемником про-
рока, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился
целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было
построено всецело на религи- озном законе - шариате. Следили за выпол-
нением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,-
это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток
ша- риата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в
вопро- сах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей ре-
лигиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам рели-
гии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах
стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Дава-
емые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам
догматики или политики, права считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто
ре- лигиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие
школы - медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В
них сту- денты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богос-
ловские вопро- сы. Язык преподавания, язык церковной литературы был
арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и
в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной эко-
номической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом,
и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число -
вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху за-
воеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в
странах Сред- ней Азии до половины всех обрабатываемых земель принад-
лежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных иму-
ществ и кормилось многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими
религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах му-
суль- манские верования очень часто переплетаются с древними, дому-
сульмански- ми. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с
христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ис-
лам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземно-
морья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь
прежде хрис- тианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия).
На Кавказе боль- шинство народов до распространения ислама придержива-
лось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы,
кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуостро-
ве в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, босний-
цев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового
обращения какого-либо мусуль- манского народа в христианство история
не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) му-
сульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытес-
нены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания
исповедующих ислам, а не идейной побе- ды одной религии над другой.
Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа
види- мо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народ-
ным мас- сам, особенно в восточных странах, где преобладал патриар-
хально-феодаль- ный быт.
Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились
важным переломным моментом в эволюции Ислама.
Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,
сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система му-
сульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции ша-
ри- атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи
были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских
судов (процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим
осущест- вляется кодификация норм мусульманского права (свод положений
ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в
ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не
предусматри- ваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в об-
щественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с ре-
формами Мухаммеда Али в Египте и политикой танзимата в Османской импе-
рии.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманс-
ких богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления це-
лого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался
весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике
по пово- ду допустимости (или греховности) создания в мусульманских
странах бан- ковской системы. Наиболее ярко выраженную форму она при-
обрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву,
разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не яв-
ляются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории
осуждаемого риба. Эта фатва спо- собствовала приведению существовавшей
системы в соответствие с интереса- ми национальной буржуазии.
В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему
мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, предс-
тави- тели которого вступают в острую полемику и с мусульманскими тра-
дициона- листами, и со сторонниками светских концепций общественного
развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское
движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году
была создана первая международная мусульманская организация Всемирный
исламский конгресс.
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.
Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития осво-
бодившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концеп-
ции так называемого "третьего пути", отличного как от капиталистичес-
кого, так и от социалистического.
Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские
партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия ис-
ламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии,
Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и
Пакистане.
Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в сов-
ременных условиях традиционной исламской модели политической организа-
ции общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и ду-
ховная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника
власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения дохо-
дов, регули- рования экономики в соответствии с предписанными шариата
и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию полити-
ческой и социаль- но-экономической доктрин классического Ислама с уче-
том специфики разви- тия конкретной страны. Мероприятия по их реализа-
ции и пропаганде, нося- щие название "исламизации", осуществляются как
"сверху" - путем законо- дательного введения тех или иных норм (напри-
мер в Пакистане - введение ушра и заката, исламизация банковской сис-
темы, в Иране - провозглашение "исламского правления"), так и "снизу"
- в результате давления религиоз- но-политических организаций, среди
которых наибольшую активность в этом направлении проявляют "Братья-му-
сульмане". Под "исламизацией" подразуме- вается и процесс расширения
числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки
(прежде всего в регионе к югу от Сахары), кото- рый нередко искусс-
твенно стимулируется активной деятельностью многочис- ленных миссио-
нерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства
нефтедобывающих государств Аравии.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных
делах стали играть международные мусульманские организации, действую-
щие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. На-
иболее значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ),
создан- ная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства,
а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны
представлены в ней главами государств и правительств.
В ряде стран распространены религиозно-политические организации (в
том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Пар-
тия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные рели-
гиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские
универси- теты), исламские общества, миссионерские организации, ком-
мерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
Среди неправительственных мусульманских международных организаций
наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962
году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская орга-
низация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности
этих органи- заций реакционные, антикоммунистические элементы играют
значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены
преимущест- венно на пропаганду и распространение Ислама, организацию
международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманс-
ким общинам в различных странах.
|
|