Буддизм
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" хрис-
тианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать сто-
летий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских
стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Евро-
пы и Америки.
Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует,
и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее
возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой пос-
вященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции
рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного
Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр.buddha), что означает
"просветленный высшим знанием", "осененный истиной".
После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из
них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спа-
сительную миссию указать живым существам избавление от страданий. Он
избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного ро-
даГотама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя
шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э.в долине Ганга, в среднем его
течении.
Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подоб-
но другим людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела
однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное
время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем -
через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселен-
ной и возрадовались приходу того,кому удастся пресечь страдания бытия.
Мудрец Асита предрек новорожденному свершение религиозного великого
подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое
назначение". Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной
карьеры. Он окружил ребенка роскошью, скрывая от неговсе теневые сто-
роны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной
девушке, которая вскоре подарила ему сына. Но однажды во время прогул-
ки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного
годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раз-
думья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях.
И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать
путь, ведущий к избавлению от страданий.
В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою
плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов є брахманов. И
лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, ГАутама
путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием,
открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речка Наиранджаны, в
местечке Урувилва, в теперешней БодхГае (штат Бихар). Сидя под священ-
ным деревом бодхи он познал "четыре благородные истины".
Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить "просветленного" от-
казаться от возвещения людям пути спасения.Он запугивал его страшными
бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей,
чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том чис-
ле и свои сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от
Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Ее
слушали окруженный все умножающимися учениками - последователями, Буд-
да ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и
проповедуя свое учение.
Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как
полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной час-
ти штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в "позу льва"(на пра-
вом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных
ног)и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следую-
щими словами: "Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме
того, сто все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми сила-
ми к спасению". Уход Будды их жизни буддисты называют "mahaparinirva-
na" - великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и
момент рождения Будды и момент "прозрения", поэтому ее называют "триж-
ды святым днем".
Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об исто-
ричности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни истори-
ческой личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая
считает его единоличным "основателем буддизма", нет оснований. "Совре-
менное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский уче-
ный Г.Ф.Ильин, - позволяет считать, что
Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - лич-
ность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков,
но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из
первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятель-
ность которого имели большое значение при возникновении буддийского
вероучения, вполне мог существовать реально".
Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религи-
озные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и
высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и разви-
тые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними
очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде от-
ношений превосходя последние. Если уже в религии энохи харрапской
культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошед-
шие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии на-
чали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1
тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории ин-
дийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ве-
дийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних ин-
дийских религий, в том числе и буддизма.
К ним можно отнести представление о том, что все существующее жи-
вое связано между собой во времени постоянными переходами из одного
телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение),
учение о карме, как о силе , определяющей форму этих переходов.
Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и
рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской
символики, почитание некоторых растений и животных , большинство быто-
вых и семейных обрядов.
В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества.
Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны
(касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Соци-
альная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во
всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних пе-
рерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и
приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга.
Даже обильные жертво-приношения, доступные лишь богатым и знатным,
свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а
для низших варн многие обряды были вообще запрещены.
Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических проти-
воречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племен-
ной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до
н.э. эти черты патриархальности приходят во все более резко выраженное
противоречие с теми крупными сдвигами в общественных отношениях, кото-
рые и являлись основной причиной возникновения буддизма.
В 6-5 вв до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое хо-
зяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные
меры, несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу,
показывают начало изживания существующей системы и отражают страх пе-
ред острыми классовыми столкновениями.
Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период объединения
ее империей Маурья. "Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились
многие основные черты социальной структуры, сословно - кастовой орга-
низации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства.
Получил развитие ряд религиозно - философских течений, в том числе
буддизм, который постепенно из сектанского монашеского учения превра-
тился в одну из трех мировых религий.
"Появление буддизма на исторической арене, - пишет К.К.Жоль, -
совпадает по времени со значительными изменениями в социально - поли-
тической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма ак-
тивно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культу-
ры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязаю-
щие на руководящую роль в жизни общества.
Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда,
Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области
экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной
из могущественных империй в древней Индии - империи Магадхи, основате-
лями и руководителями которой явились представители династии Маурьев.
Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная Ин-
дия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются
значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социально-
го взаимодействия и в новой идеологии
|
|