Религии, верования, секты

 

  • Религии мира
  • Католицизм
  • Буддизм
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Религии др.Египта
  • Язычество,  шаманизм
  • Индуизм
  • Джайсизм
  • Даосизм
  • Конфуцианство
  • Синтоизм
  • "И схвачен был зверь и с ним
    лжепророк, производивший чудеса 
    пред ним, которыми он  обольстил
    принявших начертание зверя и 
    поклонившихся его изображению: оба
    живые брошены в озеро огненное,
    горящее серою; а прочие убиты мечем 
    Сидящего на коне, исходящим из уст
    Его; и все птицы напитались
    их трупами". Иоан Богослов
  • Русское православие
  • Православный календарь
  • Православный -//- 2007г.
  • Святые покровители
  • Храм Пресвятой Богородицы
  • Грани Бога, стихи
  • Русское воскресение
  • Сатанизм
  • Сатанизм, Церковь сатаны
  • Сатанизм сайт "Прогрессор"
  • Сатанинские секты
  • Скопцы
  • Иные верования
  •     
     Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего па-
    леолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем,человек по-
    нял,  что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так на-
    зываемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие чело-
    век не в силах.  Лучшие умы во все времена бились над попыткой  разга-
    дать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаружи-
    вает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой си-
    лы человек придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог.
        Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов жи-
    вущих на земле верят.  Одни верят в Бога,  другие - в то, что его нет.
    Поэтому религия является одной из важнейших вещей  в  жизни  человека,
    его  жизненной позицией,  этическим и нравственным правилом,  нормой и
    обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).
        Религия (от лат religo - связывать,  привязывать, заплетать) - это
    догматическая обрядовая система,  отражающая мировоззренческие позиции
    некоторого сообщества людей.  Религия означает глубинную природу чело-
    века и является формой его самоутверждения,  т.е. результатом и причи-
    ной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего
    существованию его "Я"
        Можно выделить три типа самоутверждения:
    1. Языческий,  опирающийся на связь с природой;  человек  воспринимает
    себя как часть мира;  все явления и предметы мира, а также сам человек
    обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может поки-
    дать материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться
    в ней.
    2. Религиозный,  опирающийся  на связь со сверхъестественными силами и
    этические требования;  духи и души представляются уже как более самос-
    тоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек
    и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга;  духов-
    ные субстанции рассматриваются как совокупность,  самостоятельный мир,
    организованный по своим законам;  этот мир способен оказывать воздейс-
    твие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир бо-
    гов;  возникают посредники между этими мирами (герои,  полубоги, анге-
    лы).
        Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего па-
    леолита.  Наблюдая  и осмысливая окружающий мир и себя в нем,  человек
    понял,  что его окружает упорядоченное мироздание,  подчиняющееся  так
    называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие че-
    ловек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разга-
    дать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаружи-
    вает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой си-
    лы человек придумал тысячи имён, но их суть одна - это Бог.
        Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов жи-
    вущих на земле верят.  Одни верят в Бога,  другие - в то, что его нет.
    Поэтому религия является одной из важнейших вещей  в  жизни  человека,
    его  жизненной позицией,  этическим и нравственным правилом,  нормой и
    обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).

                         Понятие и сущность религии.
        Религия (от лат religo - связывать,  привязывать, заплетать) - это
    догматическая обрядовая система,  отражающая мировоззренческие позиции
    некоторого сообщества людей.  Религия означает глубинную природу чело-
    века и является формой его самоутверждения,  т.е. результатом и причи-
    ной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего
    существованию его "Я".

    Как уже говорилось выше можно выделить три типа самоутверждения:
    1. Языческий;
    2. Религиозный;
    3. Светский.

        Главным признаком религии является вера в сверхъестественные  силы
    и существа,  а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то
    не всякая вера религиозна.  Вера-это признание  какой-либо  информации
    достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Ве-
    ра может быть религиозной и светской.  Человек верит, светски принимая
    информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее.  Религиоз-
    ная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры рели-
    гиозной  являются  оберегаемыми.  Неверие или сомнение в данном случае
    рассматривается как тяжкий грех.  В.С Соловьев писал:  "Вера  означает
    признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает
    силу внешних фактических и формально-логических доказательств".
         Религиозную веру  следует  отличать  от  суеверий-предрассудков и
    заблуждений,  зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развиваю-
    щихся и в современности.
         Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно
    связана  с культом и поклонением,  почитанием божеств при помощи конк-
    ретно устанавливаемых действ-ритуалов.
         Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличаю-
    щих ее от псевдорелигий:

    1. Верования  или вероучения - устные или письменные сказания,  преда-
    ния,  мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают веро-
    вания многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верова-
    ния. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах
    и  по  каналам проповеди,  общения,  обучения и воспитания проникают в
    обыденное сознание приверженцев религии.
    2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно от-
    метить,  что поведение  верующих  во  многом  обусловлено  и  светской
    жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специ-
    фики веры,  но и от степени и глубины самой веры.  Поведение верующего
    конфессионально,  т.е.  отражает те или иные особенности веры.  Иногда
    религиозные требования доходят до полной изоляции от иноверцев и  ате-
    истов.
    3. Наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами спе-
    цифические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням:  цере-
    монии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для
    верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакра-
    лен.  Культ требует точного исполнения.  Культ-это система религиозной
    практики,  основанная на почитании,  поклонении и  возвеличивании  ка-
    кой-либо идеи,  концепции,  личности, вещи и т.д. Культ может носить и
    светский характер (культ денег,  культ, питания, культ личности, культ
    разума и т.д.);
    4. Функционирование религиозных организаций.  Религия - институтализи-
    рованное образование,  представленное Церковью.  Церковь  -  культовое
    объединение  единоверцев,  управляемое особыми установлениями и разде-
    ленное на духовенство и мирян.  Церкви как правило являются официально
    признаваемыми,  а  иногда  государственными учреждениями.  Исторически
    церковь выросла из института жречества.  Церковь построена по иерархи-
    ческому  признаку соподчинения,  при котором низшие чины должны подчи-
    няться высшим. Главенство принадлежит наивысшему иерарху (папа, патри-
    арх,  далай-лама (в ламаизме-течении буддизма)).  Исключением является
    мусульманское духовенство,  в котором  нет  организационных  структур.
    Большое  значение в любой Церкви играет монашество.  Монахи - наиболее
    ревностные приверженцы религии, отрекшиеся от светского мира и придер-
    живающиеся особо строгих аскетических правил.  Они служат эталоном для
    мирян и обычно объединяются в общины - монастыри,  являющиеся центрами
    церковной жизни. Церковь - это сложный отрегулированный механизм, сис-
    тема,  обладающая определенной материальной базой и четким уставом. Но
    это не является обязательной нормой для всех религий.
    5. Религия наделена особым предназначением в культуре. По выражению А.
    Тойнби религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во мно-
    гом определяя тип нарождающейся культуры.  Религия несет в себе особое
    духовно-эмоциональное состояние,  дополняющее научную,  познавательную
    деятельность человека.  Религия отзывается на вечную потребность чело-
    века в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека.
    Религия  регулирует отношения между людьми,  объединяя их в устойчивые
    общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры.

    Исследователями установлено, что определенные черты присущи всем рели-
    гиям:

    1. Отношение к сакральному,  священному, святому или святости. В моно-
    теистических религиях она отождествляется с Богом,  в политеистических
    религиях с пантеоном богов,  в других религиях-с миром духов или с мо-
    ральными ценностями, с техническими ценностями и т.д.
    2. Теизм-специфика мировоззрения,  при котором образуется особое пони-
    мание мира как личности,  создавшей и преобразующей мир,  но в  то  же
    время  существующее  над этим миром,  как непроявляющаяся или частично
    проявляющаяся для человека сущность.
    3. Фидеизм (от лат.  Fides - вера) - комплекс проявления сверхъестест-
    венного в естественном.
    4. Стремление к иерархии во всем, что связано с религиозностью челове-
    ка:  от социальных отношений до предметов культа и культуры. Например,
    каждая религия прошла особую стадию, связанную с появлением культового
    языка:  ведийский и санскрит - у индусов, вэньян - у китайцев, японцев
    и корейцев, авестийский - у зороастрийцев, арабский - у мусульман, ла-
    тынь и старославянский - у христиан и т.д

        Для того, что бы исследовать ту или иную религиозную систему можно
    использовать множество подходов:  описывать обряды и ритуалы, рассмат-
    ривать основы культа, систематизировать стилистику письменных или уст-
    ных священных текстов,  молитвы,  изучать художественную часть религии
    (танцы, архитектуру, изобразительные виды), сопоставлять праздники или
    мифологические сюжеты и т.д. Однако, в изучении той или иной религиоз-
    ной системы важнее всего понять собственно почему человек совершает то
    или иное поклонение,  то есть понять культурные предпосылки данной ве-
    роучительной доктрины.

        Именно вероучение выступает определяющим  фактором  любой  религии
    так как:
    1. Вероучение первично по отношению к культу.  Культ может изменяться,
    но вероучение остается неизменной. Человек остается верующим даже если
    его лишают возможности отправлять культ.  Кроме того, часто неверующие
    люди участвуют в отправлении культовых обрядов.  Существуют религии, в
    которых культ отсутствует вообще.
    2. Вероучение  независимо  от авторитетного текста.  Несколько религий
    могут пользоваться одним и тем же священным текстом.  Вероучение может
    существовать в рамках сообщества вообще не знающего письменности.
    3. Вероучение независимо от психологических особенностей его  последо-
    вателей. Люди одного психического склада могут исповедовать разные ре-
    лигии, а люди разных психических складов придерживаться одной веры.
    4. Вероучение первично по отношению к общине своих последователей. Об-
    щина может изменяться, разрушаться и даже исчезнуть вообще, но доктри-
    ны  веры  могут сохраниться в письменных источниках или в форме устной
    традиции.
    5. Любое  поклонение должно иметь смысл,  отсутствие которого является
    признаком отсутствия самого поклонения. Представление о смысле лежит в
    сфере духа,  но необязательно в сфере сознания. Скорее смыслополагание
    принадлежит области бессознательного.  Можно жить со смыслом, быть ве-
    рующим,  но не осознавать этого предмета своей веры. Вера есть понятие
    рефлексивное, т.е. связано с фактом осознанности.

        Проблемным остается вопрос о представлении самой сущности и перво-
    основы возникновения религии в человеческом бытии. Существует несколь-
    ко моделей, отражающих эти представления:

    1. Иррациональная модель.  Религия дается человеку свыше и  существует
    за  пределами его рациональности (дельфийский пророк дышал наркотичес-
    кими испарениями из расщелины в скале,  а в Древней Греции человек по-
    лучал катарсисческое воздействие при восприятии театрального действия,
    в более поздних религиях-"жизнь нас в Боге и Бога в  нас"  (П.Флоренс-
    кий) и т.д.)). В данной концепции религия рассматривается как "пережи-
    вание святого" (Р.Отто).  Святое - нечто иное по отношению к человеку,
    способное вызывать неизъяснимый трепет и восторг,  одновременно пугаю-
    щее и притягательное, непознаваемое для человека.
    2. Религия как аллегорическое знание.  Впервые, таким образом, религия
    была истолкована Теагеном Регийскис (6 в.  до н.э.).  В данном  случае
    религия понимается как некий особый способ познания,  позволяющий уви-
    деть то,  что недоступно увидеть обыденному познанию.  Эта предпосылка
    позволяет  рассматривать  религию  как форму научного знания или пред-
    шественницу науки.  Однако,  в конечном  смысле  религия  не  является
    средством познания, т.к. ничего не познает, а дает уже готовое знание,
    спецификой которого является преобладание в нем нравственного аспекта.
    3. Религия как преклонение. Впервые в данном виде она была истолкована
    Эвгемером из Мессены (4 в.  до н.э.) в книге "Священная запись", кото-
    рый  считал,  что люди обожествляли реальных личностей,  поражавших их
    своим величием.  Данное направление положило начало отождествлению ре-
    лигии и культа, распространенному и в наше время. Согласно ему религи-
    ей надо считать и поклонение фанатов своим кумирам.
    4. Религия как общественный институт. Ведет начало от афинского тирана
    Крития (ум.  403 г.  до н.э.). В данном случае религия рассматривается
    как форма управления народом властью. Данная теория в дальнейшем пере-
    росла в "теорию обмана" народа. У просветителей религия понималась как
    форма договора между властью и народом. У Карла Маркса религии - опос-
    редованный результат общественных  отношений  общественных  отношений,
    иллюзорное сознание,  отражающее разорванность и отчужденность общест-
    венного бытия.
    5. Религия как плод страха и бессилия. Впервые так была определена Де-
    мокритом из Абдеры (5 в. до н.э.). В основе данной концепции лежит ут-
    верждение  о  том,  что  религию создал страх человека перед природой,
    возможность решить сложные житейские ситуации,  достижение  психологи-
    ческих  компенсаций и т.д.  Религия является только одним из множества
    возможных путей выхода человека из сложной ситуации человеческого бес-
    силия.
    6. Религия как врожденное свойство человека.  Ведет начало от  филосо-
    фа-стоика Посидония из Ампеи (ок. 135-51 гг. до н.э.). Такая трактовка
    снимает проблему смысла религии и делет ее биологически обусловленной.
    Но  проблема разнообразия верований остается открытой при таком подхо-
    де.
    7. Религия как направляющая сила. Данная трактовка возникла в 18 в. Ее
    основоположником является И.Кант.  В основе лежит утверждение  о  том,
    что религия является прежде всего регламентирующим фактором человечес-
    кого бытия и в ее основе лежит практический разум.  Данную теорию про-
    должил Макс Вебер, по мнению которого религиозная вера создавала "пси-
    хологическую устремленность,  которая указывала индивиду направление и
    нормы жизни,  поведение и убеждение в его правильности".  Религия дает
    человеку возможность осознавать смыслополагание своего бытия. А.Тойнби
    рассматривал  религию  как  движущую  силу  и  основу всякой культуры.
    А.Энштейн выделял признак религиозности человека как способность зада-
    ваться  вообще  вопросом смысла жизни.  Этой же версии придерживался и
    К.Г.Юнг,  который утверждал,  что предназначение религиозных  символов
    заключается в возможности придавать смысл человеческой жизни.

    Глава 2.
                               Функции религии.

        Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей.
    Сколько  у религии функций и как они называются - это пока еще предмет
    дискуссии между религиоведами. Мне кажется более правильной точка зре-
    ния,  согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они
    основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка.
    Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос,  через что
    (или - как) они влияют на жизнь людей.
        Мировоззренческая функция  религии - это способ влияния религии на
    жизнь людей через мировоззренческие идеи,  которые входят в содержание
    религии.
        Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь
    людей  через политические идеи и политические поступки религиозных ор-
    ганизаций.
        Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии
    на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
        Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь
    людей через пропаганду нравственных норм.
        Во всех случаях,  функции религии вносят в жизнь людей как положи-
    тельные,  так и отрицательные результаты.  Или образно говоря, они по-
    рождают как плюсы, так и минусы. Религия и мировоззрение.
        Мировоззрение - это совокупность идей, о наиболее общих закономер-
    ностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно
    называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая инфор-
    мация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, су-
    ществуют ли чудеса,  могут ли нарушаться законы природы,  в чем  смысл
    жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная инфор-
    мация интересует только людей определенной профессии,  то мировоззрен-
    ческая информация интересует сразу всех.  Мировоззренческая информация
    в огромной мере влияет на поведение людей.  Это своеобразный командный
    пункт личности.
        Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что
    религия  помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции.  Или
    другими словами можно сказать так:  плюс в том, что религия дает людям
    утешение.  Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если от-
    рицательные эмоции (страх,  горе,  отчаяние, переживание одиночества и
    др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то че-
    ловеческий организм "ломается".  От переизбытка  отрицательных  эмоций
    люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религи-
    озное утешение - это великий плюс.  Это своеобразная форма  психотера-
    пии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффек-
    тивной.  Благодаря религиозному утешению человечество выжило в истори-
    ческом  прошлом.  Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить
    сейчас.
        Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порожда-
    ет и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением.  Об-
    щение  - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей.  От-
    сутствие общения или его  ограниченность  заставляют  страдать  людей.
    Особенно  сильно  испытывают недостаток общения многие пенсионеры.  Но
    страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть
    молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодоле-
    вается.
        Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции?  С точки зрения бо-
    гословов, у религии (по крайней мере, у так называемой "истинной рели-
    гии") никаких минусов не было, нет и быть не может.
        Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый ми-
    нус  -  отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку.
    Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфесси-
    ям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как макси-
    мум недружелюбно,  а в отдельных случаях  даже  враждебно.  Чем  более
    сильно  пропагандируется в той или иной религии идея избранности,  тем
    более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.
        Однако этот минус не является абсолютным.  Существует религия (ба-
    хаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по
    отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как
    нравственный порок. Руководство ряда религиозных организаций учит сво-
    их последователей по-братски, по-товарищески относиться к людям с иной
    мировоззренческой ориентацией.  Во многих религиях (в православии, ка-
    толицизме, исламе и др.) наличие или отсутствие такого отчуждения или,
    по крайней мере,  его степень зависят  от  уровня  культуры  и  уровня
    нравственного  развития  верующих.  Наиболее  цивилизованные верующие,
    вопреки догматике,  подталкивающей к отчуждению,  и в  соответствии  с
    нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отноше-
    нию к инакомыслящим дружелюбно.
        Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) - по-
    нижение  уровня  социальной активности верующих людей.  Под социальной
    активностью понимается  нерелигиозная  деятельность,  направленная  на
    служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный
    труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная дея-
    тельность,  и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую
    функцию в основном мешают участию верующих в  общественно-политической
    деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработ-
    ке и обсуждении политических документов,  в  деятельности  профсоюзов,
    политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запре-
    ты на участие в общественно-политической деятельности (так,  например,
    обстоит  дело в конфессии Свидетелей Иеговы),  но чаще всего через вы-
    росшую на почве мировоззрения атмосферу  морального  одобрения  людей,
    которые в структуре своего личного времени "львиную долю" отдают собс-
    твенно религиозной деятельности (молитвам,  другим  обрядам,  изучению
    религиозной  литературы,  ее распространению и т.п.).  В этой ситуации
    для деятельности на благо "других" или совсем не остается времени, или
    его остается очень мало.
        Но ведь многие религии призывают к благотворительности?  Разве это
    не призыв к социальной активности?  Да, конечно, это призыв к социаль-
    ной активности,  который заслуживает одобрения со стороны общества. Но
    этот призыв порожден другой функцией религии:  нравственной.  Одновре-
    менно  сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой
    функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противо-
    речие,  в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивили-
    зованности верующих доминирует или  социально-пассивная  или  социаль-
    но-активная сторона.  Можно соглашаться с историками,  можно не согла-
    шаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они гово-
    рят  о влиянии религии на социальную активность людей.  А они говорят,
    что религия является "тормозом" в развитии этой формы активности.
        Сказанное не означает,  что верующие люди по уровню социальной ак-
    тивности уступают неверующим.  Почему?  Потому что в жизни  неверующих
    имеют место другие "тормоза",  и часто более сильные,  чем религиозное
    мировоззрение.  К ним относятся:  низкий уровень  культуры,  пьянство,
    наркомания,  преступный образ жизни и др. Например, когда пьяница-ате-
    ист становится трезвенником-верующим,  от этой перемены  выигрывают  и
    личность,  и общество.  По сравнению с кем же по уровню социальной ак-
    тивности проигрывают верующие?  По сравнению с самими собою,  с  теми,
    какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом. Рели-
    гия и политика.
        Политика - это,  во- первых,  отношения между партиями,  классами,
    национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение
    отдельных людей к партиям,  классам,  национальностям,  народам, госу-
    дарствам.  Политические идеи отражают эти  отношения,  а  политические
    поступки выражают их.  Политика бывает прогрессивной (эта та политика,
    которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (это та по-
    литика,  которая противодействует общественному прогрессу). Политичес-
    кая идеология и политическая деятельность возникли вместе с  возникно-
    вением классов.  С этого времени участие религиозных организаций в по-
    литике стало неизбежным.  Вопрос был только в том,  какую политику они
    выбирали.  И  если  религиозная организация устами своих руководителей
    заявляет,  что она в политической деятельности не участвует  (как  это
    делают,  например, руководители Международного общества Свидетелей Ие-
    говы),  то это означает только одно: она не участвует в тех формах по-
    литической деятельности, которые предлагают государство и существующие
    в стране политические силы (партии,  профсоюзы и др.).  В то же  время
    само  неучастие  в  предлагаемых формах политической деятельности есть
    своеобразная политическая деятельность,  суть которой - в политическом
    бойкоте общепринятых форм политики.  Иначе говоря,  это политика соци-
    альной пассивности.
        "Плюс" политической функции религии состоит в содействии религиоз-
    ных организаций общественному прогрессу.  "Минус" этой  функции  соот-
    ветственно  состоит  в противодействии религиозных организаций общест-
    венному прогрессу. Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила полити-
    ческий "плюс" в жизнь верующих и общества тем,  что содействовала раз-
    витию буржуазных отношений в Европе.  В этот же период времени католи-
    ческая церковь, защищая отжившие свое время феодальные отношения, вно-
    сила в жизнь верующих и общества "политический минус". Религия и куль-
    тура.
        Культура делится на материальную и духовную. Культуротранслирующая
    функция  религии  раскрывает отношение религии к духовной культуре.  А
    под духовной культурой понимается совокупность  позитивных  достижений
    человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельнос-
    ти. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как дея-
    тельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство,
    нравственность... Особо важным, принципиальным является взаимодействие
    религии с нравственностью.  И поэтому,  хотя нравственность и является
    элементом духовной культуры,  взаимодействие с ней раскрывается  через
    особую, нравственную функцию религии.
        На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосу-
    ществуют две противоположные тенденции:  тенденция содействия развитию
    духовной культуры (тенденция,  порождающая "плюсы") и тенденция проти-
    водействия  развитию духовной культуры (тенденция,  порождающая "мину-
    сы").  "Плюсы" и "минусы" в отношении религии к культуре особенно наг-
    лядно видны на примере отношения религии к искусству.
        Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохране-
    нии  религиозного  искусства.  Религиозное искусство - это такая худо-
    жественная деятельность и такие ее результаты,  которые способны  под-
    держивать у верующих веру в сверхъестественное.  В частности к религи-
    озному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная му-
    зыка,  религиозная  художественная литература.  Религиозное искусство,
    как и всякое искусство,  несет в себе положительное эстетическое и гу-
    манистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозно-
    го материала делает для верующих  данные  художественные  произведения
    продуктами  повышенного спроса.  Таким образом,  через религиозное ис-
    кусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное  восп-
    риятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и
    эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь  верую-
    щим людям.  В первую очередь,  но не только.  В принципе потребителями
    этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представи-
    тели цивилизованной части человечества.
        Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние  и
    на светское искусство (светским искусством называют такую художествен-
    ную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в
    сверхъестественное).  Религия как бы "дарит" художникам многие образы,
    сюжеты,  метафоры и другой художественный материал.  Без использования
    этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по сво-
    ей художественной выразительности.
        С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные
    препятствия для участия верующих в светской художественной деятельнос-
    ти.  Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на
    определенные  стороны  художественного  творчества  и  художественного
    восприятия.  Эти  запреты  есть и сейчас,  но особенно много их было в
    прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникно-
    вения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII
    веке добилась его запрещения и уничтожения.  А ислам в прошлом  повсе-
    местно запрещал мусульманам изображать живые существа.  Запреты на не-
    которые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас.  Так,
    например,  в  главной стране мусульманского мира - Саудовской Аравии -
    запрещены театр и кинематограф.
        Другим препятствием для участия верующих в светской художественной
    деятельности является созданная во многих общинах атмосфера морального
    осуждения тех верующих,  которые увлекаются светской культурой:  худо-
    жественной литературой,  театром, кино, танцами и др. Религия и нравс-
    твенность.
        Положительное значение нравственной функции религии состоит в про-
    паганде  позитивных нравственных норм.  "Минус" этой функции состоит в
    одновременной пропаганде некоторых негативных нравственных норм. Одна-
    ко следует еще раз подчеркнуть,  что нравственную функцию религии счи-
    тают противоречивой по своим результатам только историки. Что касается
    богословов,  то,  по их мнению, все нравственные нормы, которые пропа-
    гандирует религия, являются только позитивными (т.е. полезными для об-
    щества и личности). Свою точку зрения историки чаще всего иллюстрируют
    на примере христианства. Вот как выглядят их рассуждения.
        Основным способом  утверждения христианских нравственных норм яви-
    лось включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают
    высочайшей  значимостью для верующих,  ибо их источником является,  по
    мнению христиан,  воля Божия.  С точки зрения историков, в этих нормах
    есть  нечто негативное.  В частности,  к негативным нормам они относят
    требования, изложенные в Евангелии от Матфея: подставлять другую щеку,
    любить своих врагов,  не давать клятв, не заботиться о завтрашнем дне,
    никого не осуждать,  прощать "до седмижды семидесяти раз",  не  разво-
    диться).
        Однако, по мнению историков в Библии ведущее,  доминирующее  место
    занимает позитивная мораль.  Главная позитивная норма - это требование
    гуманного отношения к людям. В Евангелиях содержатся две разные форму-
    лировки этой нормы.  Первая звучит так: "Как хотите, чтобы с вами пос-
    тупали люди, так поступайте и вы с ними" (Матфей, 7:12). Данную форму-
    лировку  деятели  культуры  назвали  впоследствии  "золотым  правилом"
    нравственности.  Она является одновременно и требованием делать добро,
    и критерием нравственности,  способом узнать,  какой поступок является
    хорошим,  а какой - плохим.  Вторая формулировка требования  гуманизма
    звучит  так:  "Люби  ближнего твоего,  как самого себя" (Мф.,  19:19 и
    др.).
        В Евангелиях  и  других  книгах  Библии  много и других позитивных
    нравственных норм:  не убивай,  не прелюбодействуй,  не кради,  не лги
    (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми голодных,
    не оскорбляй людей,  не гневайся на людей напрасно,  мирись с теми,  с
    кем поссорился, и др.
        Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной  морали
    являются  нравственные идеалы.  Нравственный идеал - это образ истори-
    ческой личности или литературного героя, моральные качества и поступки
    которого  являются  примером для подражания.  В религиях в роли нравс-
    твенных идеалов выступают религиозные персонажи,  жизнь и поступки ко-
    торых описываются в религиозной литературе. Заключение
        Религии отличаются одна от другой - у каждой есть собственные  бо-
    ги,  священные книги, ритуалы, святые места и храмы, а также многочис-
    ленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной рели-
    гии считается грехом, в другой может признаваться добродетелью. Каждую
    религию отличают особое мировоззрение и культ.  Действительно, если из
    каждой  религии  убрать  то,  что отличает её от других,  то останется
    суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех религий.
        У всех религий есть принципы, аналогичные заповедям Нового Завета,
    т.е. предписания "не убий", "не укради" и т.д. Так, например в индуис-
    тской  и  буддистской традиции принципу "не убий" соответствует ахимса
    (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях,  ни в словах, ни
    в действиях),  а принципу "не укради" - астея (отсутствие стремления к
    обладанию чужим имуществом).
        Сходство основных религиозных моралей и функций религии приводит к
    тому,  что многие философы,  теософы и религиоведы начинают говорить о
    единой мировой этике,  в той или иной степени представленной в мораль-
    ном своде каждой религии.

     

    Сайт создан в системе uCoz