Сайт создан в системе uCoz

Ислам

   Третьей, наряду с буддизмом и  христианством,  "мировой"   религией
является ислам,  или мусульманство, самая поздняя по времени возникно-
вения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после
христианства) мировая религия.  По приблизительным отчетам, общая чис-
ленность мусульман на земном шаре около 800 миллионов  человек  (около
90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в за-
рубежной Азии,  составляя свыше 20 процентов населения этой части пла-
неты,  почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континен-
та).  Из более чем 120 стран мира,  в которых существуют мусульманские
общины,  в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80
процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за
исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сома-
ли, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других.
    В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80
процентов жителей (Гвинея,  Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Ни-
герии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное
меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.).
Наиболее  крупным  по  абсолютной численности мусульманские общины - в
Индонезии,  Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман
проживает в Китае,  Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых
странах Европы (Югославия,  Албания,  Великобритания,  ФРГ,  Франция и
др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Три-
нидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.
    В 28  афро-азиатских  государствах  Ислам  признан государственной
(или официальной) религией,  Это Египет,  Кувейт,  Саудовская  Аравия,
Иран,  Пакистан и др.  В некоторых странах слово  "исламский" включено
в их официальное название:  Исламская Республика Иран,  Исламская Рес-
публика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
    Ислам является идеологической системой,  оказывающей  значительное
влияние  и на международную политику.  В современном понимании ислам -
и религия,  и государство по причине  активного вмешательства  религии
в госу- дарственные дела.
    "Ислам"  в переводе с арабского  означает  покорность,  "мусульман-
cтво" ( от арабского " муслим ") - предавший себя Аллаху. "Свидетельст-
вует  Аллах,  что нет божества,  кроме него,  и ангелы,  и  обладающие
знанием,  кото- рые стойки в справедливости: нет божества, кроме него,
великого,  мудро- го!  Поистине,  религия пред Аллахом - ислам..." (3:
16-17).
    Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры.  Происхождение  его
яснее, чем происхождение христианства и буддизма,  ибо оно почти с са-
мого начала освещается письменными источниками.  Но и здесь много  ле-
гендарно- го. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк
божий Му- хаммед ( Мухаммад или Магомет),  араб,  живший в  Мекке;  он
якобы  получил от бога ряд "откровений",  записанных в священной книге
Коране,  и передал их людям. Коран - основная, священная книга мусуль-
ман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
    Согласно преданиям,  рождение Мухаммеда было предсказано пророками
Ибрахимом ( Авраамом ),  Исмаилом,  Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом
Христом ). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ис-
лам от  носится  к  так называемым авраамическим религиям и мусульмане
наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех - же ветхозаветных
пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.
    Мухаммед был уроженцем Мекки - города в западной части Аравийского
полуострова, где давно осело сильное племя курейш.
    Сам Мухаммед ничего не писал:  он был,  видимо,  неграмотен. После
него остались разрозненные записи его изречений и поучений,  сделанные
в разное время.  Мухаммеду  приписываются  тексты и более раннего вре-
мени и более поздние.  Из этих записей был сделан около  650 года (при
третьем пре- емнике Мухаммеда - Османе) свод, получивший название "Ко-
ран"  ("чтение").  Книга эта была объявлена священной,  продиктованной
самому пророку архангелом  Джебраилом;   не вошедшие в нее записи были
уничтожены.
    Коран разделен на 114 глав (сур).  Они расположены без всякого по-
ряд- ка,  просто по размерам:  более длинные ближе к началу, более ко-
роткие - к концу.  Суры мекканские (более ранние) и  мединские  (более
поздние)  пере- мешаны.  Одно и то же повторяется многословно в разных
сурах.  Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха череду-
ются  с предписаниями,  запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни
всем не послушникам. В Ко- ране совсем незаметно следов такой редакци-
онно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершен-
но сырые, необработанные тексты.
    Другая часть  религиозной  литературы  мусульман  - это сунна (или
сонна),  состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни,  чудесах и
поучениях Мухаммеда.  Сборники  хадисов составлялись в IX веке мусуль-
манскими богословами - Бухари,  Муслимом и др.  Но не  все  мусульмане
признают сунну;  признающие  ее  называются суннитами,  они составляют
значительное большинство в исламе.
    Можно считать установленным,  что Мухаммед действительно жил около
570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел ма-
ло последователей,  потом в Медине, где ему удалось собрать много при-
верженцев;  опираясь на них,  он подчинил себе Мекку, а вскоре объеди-
нил и большую часть  Аравии под знаменем новой религии.  Биография Му-
хаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской  биографии
Иисуса).  Но истоки мусульманской религии нужно искать,  конечно, не в
биографии отдельных лиц,  а в социально-экономических и идеологических
условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.
    Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками те-
перешних арабов.  Часть их жила оседло в оазисах и городах,  занимаясь
земледелием,  ремеслами и торговлей,  часть кочевала в степях и пусты-
нях,  разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически
и культурно связана с соседними странами - Месопотамией,  Сирией,  Па-
лестиной,  Египтом,  Эфиопией.  Торговые пути между этими странами шли
через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находил-
ся в Мекканском оазисе,  близ побережья Красного моря.  Родо-племенная
знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя мно-
го  выгод  из  торгов- ли.  В Мекке образовался религиозный центр всех
арабов:  в особом святили- ще Кааба были собраны священные изображения
и культовые предметы разных арабских племен.
    Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и хрис-
тианские общины. В IV веке в  Аравии начался упадок караванной торгов-
ли,  так как торговые дороги переместились  на  восток  в  Сасанидский
Иран.  Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками.  Ко-
чевники,  потерявшие доход от караванного движения,  стали склонятся к
оседлому образу жизни,  переходить к земледелию. Возросла нужда в зем-
ле,  усилились столкновения между племенами.  Стала чувствоваться нуж-
да в объединении.  Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло
движение за слияние племен- ных культов,  за почитание единого верхов-
ного  бога  Аллаха;  тем  более что евреи и отчасти христиане подавали
арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших
единого бога.  В такой обстановке и развернулась проповедническая дея-
тельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его
проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с ре-
лигиозными учениями иудеев,  христиан, ханифов: основное у Мухаммеда -
строгое  требование  почитать  только единого Аллаха и быть безусловно
покорным его воле.
    Проповеди Мухаммеда  вначале были встречены окружающими недоверчи-
во,  даже враждебно,  особенно предводителями его собственного племени
корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских
племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного,  а значит, и
экономичес- кого центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать
из Мекки:  это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э. , счита-
ется  мусульманами  за  начало  особого  летоисчисления (мусульманская
эра).  В земледельческом оазисе Медине (Ятриб)  Мухаммед  нашел  более
благоприятную почву для пропаганды:  мединцы  соперничали и враждовали
с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда
поддержало  несколько  местных племен;  он пытался опереться даже и на
еврейские общины.  Набрав себе много сторонников,  Мухаммед в 630 году
захватил Мекку.  Мекканские корейши  вынуждены были принять  новую ре-
лигию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыка-
ли  к  новому  учению,  значение  Мекки  как  национально-религиозного
центра еще более возросло.  Корейшитская знать, вначале враждебная му-
сульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и да-
же возглавила движение.
    В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще сов-
сем не оформлено.  Основные его положения можно извлечь из Корана, при
всей хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими бо-
гослова- ми.
    Догматика ислама  очень проста.  Мусульманин должен твердо верить,
что есть только один бог -  Аллах;  что  Мухаммед  был  его  посланни-
ком-пророком;  что  до  него бог посылал людям и других пророков - это
библейские Адам,  Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед
выше их;  что су- ществуют ангелы и злые духи (джинны),  впрочем,  эти
последние,  перешедшие в ислам из древнеарабских верований,  не всегда
злы,  они  тоже  находятся во власти бога и исполняют его волю;  что в
последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои
дела:  праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и не-
верные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопре-
деление, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
    Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими мо-
ральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на лю-
дей,  то прощает их;  одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги,  Аллах заранее предназначил одних людей к праведной
жизни и будущему блаженству,  других - к беззакониям и загробным муче-
ни- ям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно име-
нуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его
могущество  и величие.  Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное
предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорнос-
ти человека воле Аллаха.
    В миросозерцании Мухаммеда и в основанной им  религии  отсутствует
идеал  человеческого совершенства или совершенного соединения человека
с Богом - идеал истинной богочеловечности.  Мусульманство  требует  от
верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной
преданности Богу. Вера Мухаммеда ставит первое условие истинной духов-
ной жизни на место самой этой жизни. Ислам требует от людей только об-
щего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной  жизни  тех
внешних пределов,  которые установлены божественными заповедями. Рели-
гия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человечес-
кого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.
    Как проста  догматика ислама,  так же просты и его  практические и
обрядовые  заповеди.  Они сводятся к  следующему:  обязательная пятик-
ратная молитва  каждый день в установленные часы;  обязательное омове-
ние  перед  молитвой и в других случаях;  налог (закят) в  пользу бед-
ных;  ежегодный пост (ураза,  в десятом месяце - рамазане)  в  течение
всего месяца;  паломничество (хаджж) в священный город Мекку,  которое
правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз  в
жизни.
    Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не
так уж тяжки и невыполнимы,  допускает изъятия и смягчения в затрудни-
тельных случаях.  Вода для омовения в случае ее отсутствия может  быть
заменена песком,  пылью; соблюдение поста необязательно для больных,
для путешественников,  они могут и должны отпоститься позже  соответс-
твующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христиан-
ского, сос- тоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхо-
да до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить
что угодно и предаваться любым удовольствиям.
    Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной вой-
не за веру (джихад).  Это вполне понятно, если вспомнить, что само му-
сульманское  движение  возникло из потребности  арабов в объединении и
в добывании  новой земли.  В Коране это предписание  изложено ясно:  в
течение  восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретны-
ми")  надлежит воевать с многобожниками,  с неверными,  истреблять их,
захватывать  их имущество.  В этом ярко проявились фанатизм и нетерпи-
мость к иноверцам, свойственные исламу в большой степени. Однако впос-
ледствии  и  мусульманс-  кие богословы,  и светские ученые по-разному
толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некото-
рое  различие между приверженца- ми разных немусульманских религий.  К
многобожникам,  то есть  последователям  племенных и  политеистических
культов, отношение резко враждебное: "О вы, которые уверовали! Сражай-
тесь с теми из неверных,  которые близки к вам.  И пусть они найдут  в
вас  суровость. И знайте,  что Аллах - с богобоязненными!" (9: 124). К
людям же,  "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители
Корана  высказывают  уважение:  это  и понятно,  ведь на идейной почве
именно этих религий,  на путях их упрощения выросла идеология  ислама.
Однако  в Коране есть предписание воевать с теми,  "которым ниспослано
писание",  - с иудеями и христианами,  - если они не веруют в Аллаха и
не  подчиняются  религии истины (9:  29).  На практике в исламе всякое
разделение между сторонниками иных религий стерлось:  все они рассмат-
ривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покоре-
нию.  Под знаменем джихада (газавата)  мусульманские  лидеры  не  раз,
вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против
всех иноверцев.
    Этика ислама довольно элементарна.  Предписывается быть справедли-
вым,  воздавать за добро добром,  за зло злом,  быть щедрым,  помогать
бедным и т.  п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие
от христианства, нет.
    В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов от-
разились понятия патриархально-родового уклада.  Женщина - подчиненное
существо,  созданное  Аллахом для услаждения  мужчины.  Вместе с тем в
Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается
излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имуществен-
ные права женщины - право на приданое,  на наследство. Коран несколько
облегчил  положение  женщины  по  сравнению с  патриархальным  обычным
правом арабов.
    В социальных  принципах раннего ислама нашел отражение тот же пат-
риархально-родовой уклад.  Все мусульмане равны перед богом,  но  иму-
щественные различия, богатство и бедность признаются естественным фак-
том,  установленным самим Аллахом.  Обязательный налог в пользу бедных
призван как будто смягчать имущественные противоречия,  однако частная
собственность защищается Кораном.  Торговая прибыль объявляется вполне
законной,  ростовщичество  же  осуждается:  "Аллах разрешил торговлю и
запретил рост" (2:  276), что, по-видимому, является результатом комп-
ромисса между интереса- ми торгового класса и массы земледельцев и ко-
чевников,  страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги
запрещено.
    Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего исла-
ма,  мы  без  труда  видим,  что в основе этой идеологии лежит иудейс-
ко-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному
общественному  укладу - к разлагавшемуся родо-племенному  быту арабов.
Идеология арабов проще,  грубее,  понятнее для широкой массы верующих,
особенно для кочевников и земледельцев Азии;  предписания его несложны
и вполне выполни мы.
    Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения,  облегчили его распространение среди арабов.  Хотя и  в
борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной
к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда),  ислам
до-  вольно  скоро  одержал среди арабов полную победу.  Новая религия
указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к  обогащению,  к
выходу из кризиса: завоевание новых земель.
    Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности
религии,  но  национальные противоречия в странах ислама отнюдь не ис-
чез- ли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение
в раз- ных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Нес-
мотря на обилие в исламе различных течений,  главными из которых явля-
ются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое
представление о принадлежности к единой общности  людей,  объединенных
общей верой,  общими традициями, общей начальной историей и общими ин-
тересами в совре- менном мире.
    Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлени-
ем шиизма ("шия" по-арабски - партия,  секта). Считают, что в шиитском
дви- жении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей
- ара- бов,  то есть что это была своего рода религиозная оболочка на-
ционального антиарабского движения в Иране.  Это отчасти верно, но та-
кой характер ши- изм принял не сразу, а лишь впоследствии.
    Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками проро-
ка Мухаммеда - имамами - могут быть  только  его  сородичи-потомки,  а
"избран- ные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают
сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм
не ос- тался единым,  внутри него возникли различные течения. Господс-
твующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потом-
ков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и
где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как
спаси-  тель  - махди.  Это наиболее распространенное в шиизме течение
особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии  Сефеви-
дов) стало там официальной государственной религией.
    Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше  последовате-
лей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исма-
ила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах
Афганис- тана,  Бадахшана и др.  Исмаилиты верят в то, что в их имамов
последова- тельно воплощается "мировая душа".  Эти имамы образуют нас-
ледственную ди- настию Агаханов,  ведущих светскую,  роскошную жизнь и
собирающих отовсюду дань с членов секты.  В учение исмаилитов  влилось
много идей из домусуль- манских религиознофилософских систем Азии и из
местных народных верова- ний.
    От исмаилитской  секты  отделилась в IX веке группа карматов - де-
мокра- тическая секта,  члены которой, преимущественно крестьяне и бе-
дуины Ара- вии,  устанавливали общность имущества. Секта карматов про-
существовала до XI века.
    От того  же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов,  соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман.  В годы крестовых
похо- дов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати,  от
названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца).
    Наконец в  XI веке от того же корня отделилась группа последовате-
лей халифа Хакима.  По имени видного предводителя секты Исмаила ад Да-
рази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
    В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охватив-
ший большинство мусульман мира,  называется суннизмом:  сторонники его
признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VI-
II-IX вв.  в нем возникло мутазилитское течение.  Мутазилиты старались
истолковать мусульманское вероучение в рациональном  духе,  доказывали
"справедли- вость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали
Коран книгой,  написанной людьми,  а не созданной  богом.  Мутазилитов
поддерживали неко- торые халифы, искавшие в этой секте опору для своей
власти. Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство
взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось уче-
ние о вечности,  "не- сотворенности" Корана.  Однако идеи  мутазилитов
оставили след на дальней- шем развитии мусульманского богословия.
    В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились че-
тыре школы:  ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их
основа- телей).  Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась
среди отста- лого бедуинского населения Аравии;  близка к ней  была  и
школа маликитов,  получившая господство в Северной Африке.  Другие две
школы, распростра- нившиеся в более культурных областях мусульманского
мира,  допускали бо- лее свободное толкование учения.  Особой взаимной
отчужденности и вражды между приверженцами этих  четырех  богословских
школ нет.
    В тех же VIII-X вв.  в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань).  Оно заро-
дилось в недрах шиизма,  но проникло и в среду суннитов.  В  суфийском
вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплато-
низма.  Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а ис-
кали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некото-
рые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог  -  во  всем
мире, весь мир - прояв- ление или эмансипация бога) и тем самым удаля-
лись от грубо антропоморф- ного представления об Аллахе,  какое дано в
Коране. Суфии придавали осо- бое значение именам божьим, встречаемым в
Коране.  Мистико-пантеистичес- кое течение суфизма сначала подверглось
гонениям со стороны мусульманс- ких фанатиков-ортодоксов, но постепен-
но обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали
образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шей-
хами,  или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и
у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле
вскоре превратились в шарлатанов,  оби- рающих и  обманывающих  народ;
руководители же дервишей,  ишаны, в свою очередь обирают своих послуш-
ников - мюридов.
    С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для  общения  с  богом
(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали на-
зы- вать учение фанатиков,  проповедовавших "священную  войну"  против
христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, вой-
ну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.
    В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII  веке  возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн
Аб- дель Ваххаба),  в котором отразился стихийный протест  против  бо-
гатства  и  роскоши  городских  купцов и богачей.  Ваххабиты требовали
возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, стро-
гого исполнения предписанных обрядов и запретов,  уничтожения роскоши,
боролись с европейскими культурными влияниями,  не  признавали  культа
святых,  поклонялись только одному богу.  После жестокой борьбы с про-
тивниками ваххабиты к на- чалу ХХ века взяли верх в государстве  Неджд
(Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и
Мединой.  В государстве Сау- довской Аравии, объединившем обе области,
ваххабитизм сделался господс- твующей религией.
    Религиозную оболочку приняло  и  массовое  недовольство  городской
бедноты и крестьян Персии в середине XIX века.  Их идейным вождем выс-
тупил Мо- хаммед Али,  принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле пос-
редника между людьми и богом). Движение получило название бабистского.
Баб проповедо- вал равенство и братство всех людей, но, конечно, толь-
ко верующих му- сульман.  Баб объявил себя преемником пророка, который
призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистичес-
ких представлений и близко пантеизму.  Движение бабистов, широко расп-
ространившееся в народ- ных массах, было жестоко подавлено власть иму-
щими;  главари  подверглись суровой казни (1850 год).  Однако движение
имело своих продолжателей,  хо- тя и лишилось боевого настроя. Один из
бывших  последователей  Баба - Мир- за Хусейн Али,  принявший прозвище
"Бехаулла",  существенным образом изме- нил бабистское учение. Он тоже
проповедовал  равенство всех людей,  право всех людей на плоды земли и
пр.  Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,
прощение,  непротивление злу;  в этом,  может быть,  сказалось влияние
христианских идей. Мусульманские догматы и пра- вовые нормы у Бехауллы
подверглись смягчению.  По имени проповедника но- вое учение стало на-
зываться бехаизмом.  Оно уже не отвечало настроениям народных  масс  и
распространялось больше в интеллигентской среде.  Беха- изм, как утон-
ченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе
последователей даже в Западной Европе и в Америке.
    Характерная особенность мусульманской религии состоит в  том,  что
она энергично вмешивается во все стороны жизни людей.  И личная, и се-
мейная жизнь верующих мусульман,  и вся общественная жизнь,  политика,
правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчи-
нено целиком религиозным законам.  В прежние времена  в  мусульманских
странах  имело  место  полное  сращивание  государственной и церковной
власти:  глава госу- дарства (халиф, падишах) считался преемником про-
рока, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился
целиком в руках духовных лиц.  И уголовное,  и гражданское право  было
построено всецело на религи- озном законе - шариате. Следили за выпол-
нением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.
    Поэтому и  мусульманское  духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,-
это,  собственно,  учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток
ша- риата.  Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет  в
вопро- сах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей ре-
лигиозной школе;  совет улемов давал свои заключения по вопросам рели-
гии  и права.  Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах
стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Дава-
емые  шейх-уль-исламом  разъяснения  по  тем или иным спорным вопросам
догматики или политики, права считались непререкаемым законом.
    Обучение молодежи  в  мусульманских странах прежде было тоже чисто
ре- лигиозным.  Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях.  Высшие
школы - медресе - представляли собой своего рода духовные академии.  В
них сту- денты изучали Коран и прочую религиозную  литературу,  богос-
ловские  вопро- сы.  Язык преподавания,  язык церковной литературы был
арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и
в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.
    Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной  эко-
номической силой.  Согласно шариату, церковь может владеть имуществом,
и это имущество считается неотчуждаемым (вакф,  множественное число  -
вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху за-
воеваний),  из пожертвований и пр.  Они были очень велики: например, в
странах  Сред- ней Азии до половины всех обрабатываемых земель принад-
лежало церкви,  и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных иму-
ществ и кормилось многочисленное духовенство.
    Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы  с  другими
религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах му-
суль- манские верования очень часто переплетаются  с  древними,  дому-
сульмански- ми.  Почти повсеместно,  особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых.
    Интересно отметить,  что  в  многовековых  столкновениях  ислама с
христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ис-
лам почти всегда выходил победителем.  В большинстве стран Средиземно-
морья,  где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь
прежде хрис- тианство (Северная Африка,  Египет,  Сирия , Малая Азия).
На Кавказе боль- шинство народов до распространения ислама придержива-
лось  христианства,  позже многие из них были исламизированы (черкесы,
кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуостро-
ве в ислам обращены были некоторые группы болгар,  македонцев, босний-
цев,  албанцев,  бывших прежде христианами. Обратных случаев массового
обращения  какого-либо  мусуль- манского народа в христианство история
не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) му-
сульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытес-
нены,  но это произошло в результате процесса насильственного изгнания
исповедующих ислам, а не идейной побе- ды одной религии над другой.
    Религия Мухаммеда так часто одерживала верх  над  религией  Христа
види- мо,  вследствие большей простоты, доступности, понятности народ-
ным мас- сам,  особенно в восточных странах,  где преобладал  патриар-
хально-феодаль- ный быт.
    Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX  века  явились
важным переломным моментом в эволюции Ислама.
    Существенные изменения претерпела мусульманская судебная  система,
сложившаяся в средневековье,  и в определенной мере - сама система му-
сульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции ша-
ри- атских судов;  к середине XIX века на территории Османской империи
были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских
судов  (процесс  этот начался значительно ранее).  Одновременно с этим
осущест- вляется кодификация норм мусульманского права (свод положений
ханафисткого  права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах),  в
ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы,  не
предусматри- ваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в об-
щественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с  ре-
формами Мухаммеда Али в Египте и политикой танзимата в Османской импе-
рии.
    Потребности социально-экономического  развития ставили мусульманс-
ких богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления це-
лого ряда традиционных положений Ислама.  Однако этот процесс оказался
весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике
по  пово-  ду  допустимости (или греховности) создания в мусульманских
странах бан- ковской системы.  Наиболее ярко выраженную форму она при-
обрела  в  Египте,  где  муфти  Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву,
разъяснявшую,  что банковские вклады и взимание с них процентов не яв-
ляются  ростовщичеством  и,  следовательно,  не  относятся к категории
осуждаемого риба. Эта фатва спо- собствовала приведению существовавшей
системы в соответствие с интереса- ми национальной буржуазии.
    В конце XIX и особенно в начале XX века большой  размах  по  всему
мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама,  предс-
тави- тели которого вступают в острую полемику и с мусульманскими тра-
дициона-  листами,  и со сторонниками светских концепций общественного
развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское
движение,  основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году
была создана первая международная мусульманская организация  Всемирный
исламский конгресс.
    Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.
Широко  развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития осво-
бодившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концеп-
ции так называемого "третьего пути",  отличного как от капиталистичес-
кого, так и от социалистического.
    Во многих  странах  распространения Ислама действуют мусульманские
партии,  играющие нередко важную роль в политике,  например Партия ис-
ламской  республики  в Иране,  Партия единства и развития в Индонезии,
Панмалайская исламская партия в Малайзии,  Джамаат-и ислами в Индии  и
Пакистане.
    Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в сов-
ременных условиях традиционной исламской модели политической организа-
ции общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и ду-
ховная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника
власти),  осуществлялись бы принципы справедливого распределения дохо-
дов,  регули- рования экономики в соответствии с предписанными шариата
и т.д.  В целом эти концепции представляют собой модернизацию  полити-
ческой и социаль- но-экономической доктрин классического Ислама с уче-
том специфики разви- тия конкретной страны. Мероприятия по их реализа-
ции и пропаганде, нося- щие название "исламизации", осуществляются как
"сверху" - путем законо- дательного введения тех или иных норм (напри-
мер в Пакистане - введение ушра и заката,  исламизация банковской сис-
темы,  в Иране - провозглашение "исламского правления"), так и "снизу"
-  в результате давления религиоз- но-политических организаций,  среди
которых наибольшую активность в этом направлении проявляют "Братья-му-
сульмане".  Под  "исламизацией" подразуме- вается и процесс расширения
числа последователей Ислама,  происходящий в ряде стран Азии и  Африки
(прежде  всего  в регионе к югу от Сахары),  кото- рый нередко искусс-
твенно стимулируется активной деятельностью многочис-  ленных  миссио-
нерских  исламских  центров,  создаваемых  преимущественно на средства
нефтедобывающих государств Аравии.
    В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных
делах стали играть международные мусульманские организации,  действую-
щие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. На-
иболее значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ),
создан-  ная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства,
а  также  Организацию  освобождения  Палестины.  Мусульманские  страны
представлены в ней главами государств и правительств.
    В ряде стран распространены религиозно-политические организации (в
том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Пар-
тия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные рели-
гиозные учебные заведения (коранические школы,  мадраса, мусульманские
универси- теты),  исламские общества,  миссионерские организации, ком-
мерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
    Среди неправительственных мусульманских международных  организаций
наибольшую  активность  проявляют Лига исламского мира (создана в 1962
году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская орга-
низация,  Исламский совет Европы и др.  Характерно, что в деятельности
этих органи- заций реакционные,  антикоммунистические элементы  играют
значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены
преимущест- венно на пропаганду и распространение Ислама,  организацию
международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманс-
ким общинам в различных странах.