Метро, этапы пройденного пути

При рассмотрении вопросов реконструкции столицы на Пленуме ЦК ВКП6 в июне 1931 г. было принято решение о строительстве Московской) метрополитена "как главного средства, разрешающего проблемы быстрых и дешевых людских перевозок". Это было закреплено постановление" Пленума - немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 г. уже начать строительство.

В ноябре 1931 г. на Русаковской улице была заложена первая шахта и пройдены перше метры опытного участка тоннеля между Сокольниками и Красносельской, Так начался отсчет протяженности, а затем и времени действия Московского метрополитена и история метростроения России и нынешних стран СНГ Всему этому предшествовало создание решением Правительства (постановление Совета Народных Комиссаре" РСФСР 0т 3 октября 1931 г.) Управления "Метрострой" - средоточия новой отечественной отрасли строительной индустрии - метро - и тоннелестроения Первые ее научно-инженерные кадры формировались из специалистов горных я других отраслей промышленности, а также малочисленных в то время организаций тоннельщиков с Кавказа и Урала Назначенные Совнаркомом первые руководители Метростроя - Павел Павлович Ротерт и Егор Трофимович Абакумов - возглавляли прежде крупнейшие объекты соответственна Днепростроя к Донбасса

Метрострой создавался как универсальный многопрофильный строительный комплекс, способный решать круг сложных технических задач по проектированию, научным исследованиям, ведению широкого диапазона подземных, архитектурно-отделочных, специальных, путеукладочных, монтажных к многих других работ, включай производство строительных и отделочных материалов.

Важная роль отводилась подготовке квалифицированных работников, решению социально-бытовых вопросов. Административное построение этого комплекса изначально сформировалось по схеме: Управление Метростроя и подчиненные ему шахты (строительные хозрасчетные подразделения), конторы (специализированные хозрасчетные организации) и заводы

Такое построение сохранялось в своей сущности на протяжении всей истории Метростроя, Менялись лишь названия, число входящих в его структуру организаций и их взаимоотношения, которые определялись экономическими и хозяйственными преобразованиями в страна.

В период выполнения основных строительных работ пусковой линии на Метрострое трудились более 70 тыс. человек, в мае 1934 г. их число достигло 75 тысяч.

Соизмеряя творческий, созидательный потенциал начального и завершающего этапов сооружения первой очереди - "у них нет ни кадров, ни техники, у них есть только сложная гидрогеология" и достигнутый результат: 11,6 км "выстроенной на века" железнодорожной подземной трассы с 13 архитектурно впечатляющими станциями практически за 2 года - осознаешь масштаб, размах, энтузиазм и пафос небывалой стройки. Слово "метро" звучало в 38-х годах, как "спутник" в 50-х, "космос" - в 60-х и т.д. Оно означало символ технического прогресса.

Ориентация современного градостроительства не только на эффективное, но и эффектное освоение подземных пространств восходит именно к 30-м годам, когда на Международной выставке в Париже Советский Союз получил первую премию за подземную урбанистку в связи с сооружением первой очереди Московского метрополитена. Самобытный архитектурный облик уже первых |его возведенных станций, создание благоприятной художественно полнозвучной пространственной среды стали | приоритетом отечественного метростроения я оказали заметное влияние на перестройку зарубежных метрополитенов в направлении повышения комфортности и превращения чисто утилитарных подземок в эстетически привлекательные удобные транспортные сооружения.

Краткая хроника строительства

Год

События

1931

15 июня — Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.

1935

15 мая — открытие первой очереди Московского метрополитена па участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" протяженностью 11,2 км;

введено в эксплуатацию электродено "Северное"

1936

 

1937

20 марта — введен в действие участок метрополитена от станции "Смоленская" до станции "Киевская" с метромостом через Москву-реку протяженностью 1,3 км.

 

13 марта — вошел в строй действующих участок от станции "Улица Коминтерна" ("Калининская") до станции "Курская", длина 2,3 км, поезда стали ходить раздельно по двум линиям: Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской.

11 сентября — принят в эксплуатацию участок новой линии от станции "Площадь Свердлова" до станции "Сокол" протяженностью 8,5 км;;

введено в эксплуатацию электродепо "Сокол";

1943

1 января — вступила в эксплуатацию линия от станции "Площадь Свердлова" до станции "Автозаводская" протяженностью 6,2 км;

1944

18 января — принята в эксплуатацию линия от станции "Курская" до станции "Измайловский парк" протяженностью 7,1 км;

1949

17 июня — Главные мастерские на территории депо "Северное" преобразованы в механический завод метрополитена,

1950

1 января — принят в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции "Парк культуры" протяженностью 6,4 км,

начало действовать электродепо "Измайлово";

замена рельсов типа Р-43 на Р-50 (В 1955 году эта работа завершена) ;

1952

На станции "Красные ворота" (теперь "Лермонтовская") установлен первый турникет;

30 января — введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции "Белорусская" протяженностью 7 км;

пущены в работу эскалаторы типа ЭМ

1953

5 апреля — принят в эксплуатацию участок от станции "Арбатская" (глубокое заложение) до станции "Киевская" (глубокое заложение) протяженностью 4 км;

1954

14 марта — введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии (замкнувший ее) от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры" протяженностью 5,9 км.

1957

1 мая — продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции "Парк культуры" до станции "Спортивная" протяженностью 2,5 км.

1958

1 мая — вступила в строй Рижская линия от станции "Ботанический сад" ("Проспект Мира") до станции "ВСХВ" ("ВДНХ") длиной 4,5 км;

7 ноября — введен в действие участок от станции "Киевская" (мелкого заложения) до станции "Кутузовская" протяженностью 2,4 км; открыто движение на Филевской линии;

1959

12 января — продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции "Спортивная" до станции "Университет" протяженностью 4,5 км,

7 ноября — Арбатская линия (мелкого заложения) продлена от станции "Кутузовская" до станции "Фили" длиной 1,6 км.

1961

13 октября — принят участок Филевской линии от станции "Фили" до станции "Пионерская" протяженностью 3,6 км;

21 октября — принят участок от станции "Измайловская" до станции "Первомайская" протяженностью 3,8 км.

1962

1 января — введено в эксплуатацию электродепо "Фили";

13 октября — вступила в строй Калужская линия от станции "Октябрьская" до станции "Новые Черемушки" протяженностью 8,1 км;

введено в эксплуатацию электродепо "Калужское"; начата эксплуатация эскалаторов типа ЛТ и типа ЛП.

1963

22 июля — сдан в эксплуатацию участок от станции "Первомайская" до станции "Щелковская", протяженностью 1,6 км;

30 декабря — продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции "Университет" до станции "Юго-Западная" длиной 4,5 км.

1964

15 апреля — Калужская линия продлена от станции "Новые Черемушки" до станции "Калужская" протяженностью 1,4 км;

31 декабря — Горьковская линия продлена от станции "Сокол" до станции "Речной вокзал" протяженностью 6,2 км.

1965

5 июля — Филевская линия продлена от станции "Пионерская" до станции "Молодежная" длиной 3,8 км;

31 декабря — введен в эксплуатацию участок от станции "Сокольники" до станции "Преображенская площадь" протяженностью 2,5 км.

1966

31 декабря — пуск в эксплуатацию Ждановской линии от станции "Таганская" до станции "Ждановская" протяженностью 12,9 км;

введено в эксплуатацию электродепо "Ждановское".

1969

11 августа — вступил в строй участок от станции "Автозаводская" до станции "Каховская" длиной 9,5 км;

введено в эксплуатацию электродепо "Замоскворецкое";

1970

30 декабря — введен в эксплуатацию участок Калужской линии от станции "Октябрьская" до станции "Площадь Ногина" протяженностью 3,1 км;

Ждановская линия продлена от станции "Таганская" до станции "Площадь Ногина" протяженностью 2,9 км

1971

31 декабря — образована Калужско-Рижская линия, вступил в строи участок от станции "Площадь Ногина" до станции "Проспект Мира" длиной 3,2 км

1972

30 декабря — принята в эксплуатацию Краснопресненская линия от стации "Баррикадная" до станции "Октябрьское поле" протяженностью 7,2 км

1974

12 августа — принят в эксплуатацию участок от станции "Новые Черемушки" до станции "Беляево" протяженностью 2,2 км

1975

17 декабря — вошел в строй действующий участок от станции "Баррикадная" до станции "Площадь Ногина" длиной 4,1 км, образовалась Ждановско-Краснопресненская линия;

28 декабря — Ждановско-Краснопресненская линия продлена от станции "Октябрьское поле" до станции "Планерная" протяженностью 8,1 км;

1976

1 января — введено в эксплуатацию электродепо "Планерное";

начало замены деревянных кабин на платформах станций на стеклометаллические (в 1981 году работа завершена)

1977

начало внедрения машин для покраски кабелей.

1978

29 сентября — продлена Калужско-Рижская линия от станции "ВДНХ" до станции "Медведково" длиной 8,1 км;

30 сентября — введено в эксплуатацию электродепо "Свиблово";

декабрь — на метромосту Филевской линии сооружена шумопоглощающая галерея;

начало внедрения эскалаторов типа ЭТ.

1979

15 июля — открыта станция "Горьковская";

30 декабря — открыто движение по Калининской линии от станции "Марксистская" до станции "Новогиреево" длиной 11,4 км;

введено в эксплуатацию электродепо "Новогиреево";

1980

5 ноября — открыта станция "Шаболовская".

1983

4 ноября — вступила в эксплуатацию Серпуховская линия от станции "Серпуховская" до станции "Южная" протяженностью 13 км;

введено в эксплуатацию электродепо "Варшавское";

введена в действие электронная защита контактной сети.

1984

вступил в строй участок Горъковско-Замоскворецкой линии от станции "Каширская" до станции "Орехово" протяженностью 2,8 км.

1985

6 сентября принят в эксплуатацию участок Замоскорецкой линии со станциями Домодедовская и Красногвардейская протяженностью 3,4 км.

6 ноября началась эксплуатация участка Серпуховской линии со станцией Пражская длиной 1,1 км.

1986

Введены в эксплуатацию участок Серпуховской линии со станциями Полянка и Боровицкая протяженностью 2,6 км и участок Калининской линии со станцией Третьяковская длиной 1,7 км.

1987

6 ноября принят в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии со станциями Коньков и Теплый стан протяженностью 2,9 км.

31 декабря началась эксплуатация участка Серпуховской линии со станцией Чеховская длиной 1,6 км.

1988

31 декабря с введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии со станции Цветной бульвар, Менделеевская и Савеловская протяженность 4,2 км.

1989

31 декабря ввенден в эксплуатацию участок Филевской линии длиной 1,9 км со станцией Крылатское.

1990

17 января введен в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии протяженностью 3,6 км со станциями Ясенево и Битцевский парк.

1 августа принят в эксплуатацию участок Сокольнической линии со станциями Черкизовская и Улица Подбельского длиной 3,8 км.

1991

1 марта введены в эксплуатацию депо Владыкино и участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 8,5 км до станции Отрадное.

1992

31 декабря принят в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 2,6 км до станции Бибирево.

1994

15 июля введена в эксплуатацию участок длиной 2 км и 150-я станция Московского метро Алтуфьево. Общая длина линий метрополитена (в двухпутном исчислении) составила 243,6 км

1995

20 ноября введены в эксплуатацию оборотные пути на станции Каширская. Образована Каховская линия.

28 декабря открыт первый участок Люблинской линии от станции Чкаловская до станции Волжская протяженностью 12,1 км.

1996

25 декабря введен участок Люблинской линии до станции Марьино протяженностью 4,3 км.

1997

23 июля введен в эксплуатацию переход между станциями Крестьянская застава и Пролетарская.

25 августа открыты вторые выходы на станциях ВДНХ и Белорусская-кольцевая.

1999

11 декабря открыта станция Дубровка на Люблинской линии.

2000

30 августа. Открыта станция Улица академика Янгеля.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz