Метро, этапы пройденного пути
При рассмотрении вопросов реконструкции столицы на Пленуме ЦК ВКП6 в июне 1931 г. было принято решение о строительстве Московской) метрополитена "как главного средства, разрешающего проблемы быстрых и дешевых людских перевозок". Это было закреплено постановление" Пленума - немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 г. уже начать строительство.
В ноябре 1931 г. на Русаковской улице была заложена первая шахта и пройдены перше метры опытного участка тоннеля между Сокольниками и Красносельской, Так начался отсчет протяженности, а затем и времени действия Московского метрополитена и история метростроения России и нынешних стран СНГ Всему этому предшествовало создание решением Правительства (постановление Совета Народных Комиссаре" РСФСР 0т 3 октября 1931 г.) Управления "Метрострой" - средоточия новой отечественной отрасли строительной индустрии - метро - и тоннелестроения Первые ее научно-инженерные кадры формировались из специалистов горных я других отраслей промышленности, а также малочисленных в то время организаций тоннельщиков с Кавказа и Урала Назначенные Совнаркомом первые руководители Метростроя - Павел Павлович Ротерт и Егор Трофимович Абакумов - возглавляли прежде крупнейшие объекты соответственна Днепростроя к Донбасса
Метрострой создавался как универсальный многопрофильный строительный комплекс, способный решать круг сложных технических задач по проектированию, научным исследованиям, ведению широкого диапазона подземных, архитектурно-отделочных, специальных, путеукладочных, монтажных к многих других работ, включай производство строительных и отделочных материалов.
Важная роль отводилась подготовке квалифицированных работников, решению социально-бытовых вопросов. Административное построение этого комплекса изначально сформировалось по схеме: Управление Метростроя и подчиненные ему шахты (строительные хозрасчетные подразделения), конторы (специализированные хозрасчетные организации) и заводы
Такое построение сохранялось в своей сущности на протяжении всей истории Метростроя, Менялись лишь названия, число входящих в его структуру организаций и их взаимоотношения, которые определялись экономическими и хозяйственными преобразованиями в страна.
В период выполнения основных строительных работ пусковой линии на Метрострое трудились более 70 тыс. человек, в мае 1934 г. их число достигло 75 тысяч.
Соизмеряя творческий, созидательный потенциал начального и завершающего этапов сооружения первой очереди - "у них нет ни кадров, ни техники, у них есть только сложная гидрогеология" и достигнутый результат: 11,6 км "выстроенной на века" железнодорожной подземной трассы с 13 архитектурно впечатляющими станциями практически за 2 года - осознаешь масштаб, размах, энтузиазм и пафос небывалой стройки. Слово "метро" звучало в 38-х годах, как "спутник" в 50-х, "космос" - в 60-х и т.д. Оно означало символ технического прогресса.
Ориентация современного градостроительства не только на эффективное, но и эффектное освоение подземных пространств восходит именно к 30-м годам, когда на Международной выставке в Париже Советский Союз получил первую премию за подземную урбанистку в связи с сооружением первой очереди Московского метрополитена. Самобытный архитектурный облик уже первых |его возведенных станций, создание благоприятной художественно полнозвучной пространственной среды стали | приоритетом отечественного метростроения я оказали заметное влияние на перестройку зарубежных метрополитенов в направлении повышения комфортности и превращения чисто утилитарных подземок в эстетически привлекательные удобные транспортные сооружения.
Краткая хроника строительства
Год |
События |
1931 |
15 июня — Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве. |
1935 |
15 мая — открытие первой очереди Московского метрополитена па участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" протяженностью 11,2 км; введено в эксплуатацию электродено "Северное" |
1936 |
|
1937 |
20 марта — введен в действие участок метрополитена от станции "Смоленская" до станции "Киевская" с метромостом через Москву-реку протяженностью 1,3 км. |
|
13 марта — вошел в
строй действующих участок от станции "Улица Коминтерна"
("Калининская") до станции "Курская", длина 2,3 км, поезда стали
ходить раздельно по двум линиям: Кировско-Фрунзенской и
Арбатско-Покровской. |
1943 |
1 января — вступила в эксплуатацию линия от станции "Площадь Свердлова" до станции "Автозаводская" протяженностью 6,2 км; |
1944 |
18 января — принята в эксплуатацию линия от станции "Курская" до станции "Измайловский парк" протяженностью 7,1 км; |
1949 |
17 июня — Главные мастерские на территории депо "Северное" преобразованы в механический завод метрополитена, |
1950 |
1 января — принят в
эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции
"Парк культуры" протяженностью 6,4 км, |
1952 |
На станции "Красные ворота" (теперь "Лермонтовская") установлен первый турникет; 30 января — введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции "Белорусская" протяженностью 7 км; пущены в работу эскалаторы типа ЭМ |
1953 |
5 апреля — принят в эксплуатацию участок от станции "Арбатская" (глубокое заложение) до станции "Киевская" (глубокое заложение) протяженностью 4 км; |
1954 |
14 марта — введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии (замкнувший ее) от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры" протяженностью 5,9 км. |
1957 |
1 мая — продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции "Парк культуры" до станции "Спортивная" протяженностью 2,5 км. |
1958 |
1 мая — вступила в строй Рижская линия от станции "Ботанический сад" ("Проспект Мира") до станции "ВСХВ" ("ВДНХ") длиной 4,5 км; 7 ноября — введен в действие участок от станции "Киевская" (мелкого заложения) до станции "Кутузовская" протяженностью 2,4 км; открыто движение на Филевской линии; |
1959 |
12 января — продлена
Кировско-Фрунзенская линия от станции "Спортивная" до станции
"Университет" протяженностью 4,5 км, |
1961 |
13 октября — принят участок Филевской линии от станции "Фили" до станции "Пионерская" протяженностью 3,6 км; 21 октября — принят участок от станции "Измайловская" до станции "Первомайская" протяженностью 3,8 км. |
1962 |
1 января — введено в эксплуатацию электродепо "Фили"; 13 октября — вступила в строй Калужская линия от станции "Октябрьская" до станции "Новые Черемушки" протяженностью 8,1 км; введено в эксплуатацию электродепо "Калужское"; начата эксплуатация эскалаторов типа ЛТ и типа ЛП. |
1963 |
22 июля — сдан в эксплуатацию участок от станции "Первомайская" до станции "Щелковская", протяженностью 1,6 км; 30 декабря — продлена Кировско-Фрунзенская линия от станции "Университет" до станции "Юго-Западная" длиной 4,5 км. |
1964 |
15 апреля — Калужская линия продлена от станции "Новые Черемушки" до станции "Калужская" протяженностью 1,4 км; 31 декабря — Горьковская линия продлена от станции "Сокол" до станции "Речной вокзал" протяженностью 6,2 км. |
1965 |
5 июля — Филевская линия продлена от станции "Пионерская" до станции "Молодежная" длиной 3,8 км; 31 декабря — введен в эксплуатацию участок от станции "Сокольники" до станции "Преображенская площадь" протяженностью 2,5 км. |
1966 |
31 декабря — пуск в эксплуатацию Ждановской линии от станции "Таганская" до станции "Ждановская" протяженностью 12,9 км; введено в эксплуатацию электродепо "Ждановское". |
1969 |
11 августа — вступил в строй участок от станции "Автозаводская" до станции "Каховская" длиной 9,5 км; введено в эксплуатацию электродепо "Замоскворецкое"; |
1970 |
30 декабря — введен в эксплуатацию участок Калужской линии от станции "Октябрьская" до станции "Площадь Ногина" протяженностью 3,1 км; Ждановская линия продлена от станции "Таганская" до станции "Площадь Ногина" протяженностью 2,9 км |
1971 |
31 декабря — образована Калужско-Рижская линия, вступил в строи участок от станции "Площадь Ногина" до станции "Проспект Мира" длиной 3,2 км |
1972 |
30 декабря — принята в эксплуатацию Краснопресненская линия от стации "Баррикадная" до станции "Октябрьское поле" протяженностью 7,2 км |
1974 |
12 августа — принят в эксплуатацию участок от станции "Новые Черемушки" до станции "Беляево" протяженностью 2,2 км |
1975 |
17 декабря — вошел в строй действующий участок от станции "Баррикадная" до станции "Площадь Ногина" длиной 4,1 км, образовалась Ждановско-Краснопресненская линия; 28 декабря — Ждановско-Краснопресненская линия продлена от станции "Октябрьское поле" до станции "Планерная" протяженностью 8,1 км; |
1976 |
1 января — введено в
эксплуатацию электродепо "Планерное"; |
1977 |
начало внедрения машин для покраски кабелей. |
1978 |
29 сентября — продлена Калужско-Рижская линия от станции "ВДНХ" до станции "Медведково" длиной 8,1 км; 30 сентября — введено в эксплуатацию электродепо "Свиблово"; декабрь — на метромосту Филевской линии сооружена шумопоглощающая галерея; начало внедрения эскалаторов типа ЭТ. |
1979 |
15 июля — открыта станция "Горьковская"; 30 декабря — открыто движение по Калининской линии от станции "Марксистская" до станции "Новогиреево" длиной 11,4 км; введено в эксплуатацию электродепо "Новогиреево"; |
1980 |
5 ноября — открыта станция "Шаболовская". |
1983 |
4 ноября — вступила в эксплуатацию Серпуховская линия от станции "Серпуховская" до станции "Южная" протяженностью 13 км; введено в эксплуатацию электродепо "Варшавское"; введена в действие электронная защита контактной сети. |
1984 |
вступил в строй участок Горъковско-Замоскворецкой линии от станции "Каширская" до станции "Орехово" протяженностью 2,8 км. |
1985 |
6 сентября принят в
эксплуатацию участок Замоскорецкой линии со станциями Домодедовская
и Красногвардейская протяженностью 3,4 км. |
1986 |
Введены в эксплуатацию участок Серпуховской линии со станциями Полянка и Боровицкая протяженностью 2,6 км и участок Калининской линии со станцией Третьяковская длиной 1,7 км. |
1987 |
6 ноября принят в
эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии со станциями Коньков и
Теплый стан протяженностью 2,9 км. |
1988 |
31 декабря с введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии со станции Цветной бульвар, Менделеевская и Савеловская протяженность 4,2 км. |
1989 |
31 декабря ввенден в эксплуатацию участок Филевской линии длиной 1,9 км со станцией Крылатское. |
1990 |
17 января введен в
эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии протяженностью 3,6 км со
станциями Ясенево и Битцевский парк. |
1991 |
1 марта введены в эксплуатацию депо Владыкино и участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 8,5 км до станции Отрадное. |
1992 |
31 декабря принят в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 2,6 км до станции Бибирево. |
1994 |
15 июля введена в эксплуатацию участок длиной 2 км и 150-я станция Московского метро Алтуфьево. Общая длина линий метрополитена (в двухпутном исчислении) составила 243,6 км |
1995 |
20 ноября введены в
эксплуатацию оборотные пути на станции Каширская. Образована
Каховская линия. |
1996 |
25 декабря введен участок Люблинской линии до станции Марьино протяженностью 4,3 км. |
1997 |
23 июля введен в
эксплуатацию переход между станциями Крестьянская застава и
Пролетарская. |
1999 |
11 декабря открыта станция Дубровка на Люблинской линии. |
2000 |
30 августа. Открыта станция Улица академика Янгеля. |